Он указал, что после политического решения весь процесс будет передан Еврокомиссии, и начнется бюрократический путь.
"Ускоренной процедуры, на которую многие украинцы надеются, вообще не существует. И хотя Украина сильно пострадала от войны, ЕС не допустит исключений, потому что тогда будут возражать другие страны", - сказал Кастенс, который последние десять лет работал в сфере помощи развитию в разных странах мира, а последние три года работал с украинским парламентом.
Процесс реформ в Украине перед началом войны начался, но не так быстро, как хотелось бы западным партнерам, считает эксперт. "Как только украинское правительство и администрация президента осознают, что вступление в ЕС - это долгий и болезненный процесс, это произойдет, но не так быстро, как хотелось бы украинцам, потому что нужно будет показывать какие-то ощутимые результаты. Европа не будет делать исключений только для того, чтобы помочь пострадавшему от войны государству", - добавил он.
Кастенс считает, что Украина слишком оптимистично настроена в отношении членства в ЕС. Он напоминает пример Турции: страна с населением более 80 миллионов человек является кандидатом на членство в ЕС с 1999 года, но не очень близка к вступлению.
"Как только этот процесс попадет в руки чиновников ЕС, начнется техническая работа - перевод документов, регламентов, анализ того, что нужно принять, что нужно сделать. Украинцы увидят папку с 500 листами со списком того, что нужно сделать. И не только принять законы, но и воплотить их в жизнь", - сказал эксперт.
По его словам, после войны Украина столкнется с такими значительными вызовами, что членство в ЕС не будет стоять на первом месте, например, придется работать над восстановлением разрушенной войной инфраструктуры.
"Разрушены мосты, заводы, больницы и дома - для их восстановления потребуются десятки миллиардов евро. Не надо рассчитывать, что Европа, которая также страдает от кризиса и инфляции, сможет безвозмездно предоставить Украине эти средства, - заявил Кастенс. - В данный момент основное внимание уделяется войне. Членство в ЕС - это что-то вторичное, что люди в эшелонах власти, в канцелярии президента видят как один из следующих шагов, когда война подойдет к концу. Потому что у Украины нет ресурсов, чтобы воевать и одновременно проводить любые структурные реформы".
По словам Кастенса, реформы могут быть проведены в таких секторах, как судебная система, но ситуация хуже в медицинском секторе или в других сферах с очень низкой заработной платой. "Украине, очевидно, придется провести аудит, чтобы понять, в какие сферы необходимо вкладывать больше денег для повышения зарплат и компетенций, - сказал Кастенс. - Украина страдает от той же болезни, что и многие постсоветские страны, когда зарплаты в госсекторе отстают от зарплат в частном секторе. В Латвии это было очень заметно после вступления в ЕС, когда экономика набирала обороты".
"Я очень надеюсь, что украинские власти после войны осознают, что без правового государства, без принципа правовой преемственности невозможно добиться значительного притока инвестиций даже в страну с огромным экономический потенциалом, особенно в сельском хозяйстве", - сказал Кастенс.