Обычно ведь как бывает. Художник кладет перед собой лист бумаги, берет кисть, окунает ее в баночку с водой, потом с краской -- и рисует. А если наоборот? Начать рисовать на... воде, а потом приложить к тому, что получилось, лист бумаги?
Если вы думаете, что это смелый эксперимент художника, то сильно ошибаетесь. Речь идет о древнейшей технике живописи -- эбру, рожденной на земле «кружащихся дервишей»: в самых отдаленных регионах Турции и Персии. До недавнего времени в Латвии о ней почти не знали, а теперь эбру становится все популярней. Мы встретились с художницей, благодаря которой об эбру и узнали в Латвии, -- Ириной Трумпель.
Мир, нарисованный акварелью
В студии, где преподает Ирина Трумпель, дважды в неделю совершается магический ритуал. В помещении тихо журчит музыка, а на столах в художественных ванночках яркими красками на воде рисуют волны. Кажется, что получаются именно волны, ну или перья самых диковинных птиц.
На воду сначала набрасывают кисточками краски, а потом штифтами разной толщины проводят линии. Легкое движение -- и вот вам волна (а может, облако в небе?), и из нее вдруг словно выплывает в танце тот самый дервиш.
Я не случайно пишу так много о дервишах. Много лет назад меня с Ириной как раз и познакомили друзья из местной общины суфиев, добрых и умных мистиков, которые регулярно ездят в самые отдаленные регионы Турции. Туда как-то раз и отправилась Ирина вместе с друзьями-суфиями (настоящими «кружащимися дервишами»!): увидела магию эбру -- и принесла ее в Латвию.
В то время Ирина уже была профессиональным (и замечательным!) художником. С 2007 года она состоит в Союзе художников Латвии, работает в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, пишет маслом, акрилом, но особенно любит акварель. Занимается арт-терапией -- наукой о том, как предметы искусства помогают человеку выжить в наше неспокойное и очень странное время.
А еще Ирина, как написано в ее творческой биографии, тяготеет к духовной живописи. К примеру, в 1993 году она выполнила заказ архиепископа Нью-Йорка для методистской церкви в Саттале (дальний и нетронутый регион прекрасной Индии), написала иконы «Христос в Силах», «Святой Дух», «Христос на дорогах Индии». Кстати, сама не раз совершала хождение за три моря -- регулярно отправлялась в паломничество в мистическую страну и жила там по году, а то и дольше.
Впрочем, где только не была Ирина! Она рисовала замечательные картины прямо в иранской пустыне и с видом на священную гору Кайлас в Тибете, с мольбертом и кистями в руках поднималась на горы Армении, объездила разные регионы Средней Азии и Западной Европы. И в Латвии у нее родилось множество прекрасных картин. Работы Ирины украшают частные коллекции в Латвии, России, США, Индии, Канаде, Швеции, Германии, Израиле и даже в Японии... И тут вдруг Ирина узнала об эбру!
Картины, доставленные нам с караванами
Говорят, этому виду живописи более тысячи лет. Где эбру появилось на свет, уже и не понять: то ли в Японии, то ли в Китае, а возможно, в Южной Сибири или в Индии. Но в итоге эбру, путешествуя, дошло до древней Персии, и оттуда -- до Турции. В персидском языке есть слова «об» («вода») и «ру» («на»), соответственно «обру», адаптированное в турецком как «эбру», -- «на воде».
В Турции эбру стало самостоятельным видом творчества, а в Иране и других странах его с древних времен используют в качестве декоративного и вспомогательного искусства. Изначально эта живопись и появилась-то как декоративная, а в Персии использовалась под каллиграфию и как фон под акварельную миниатюру, например, при оформлении книг.
Вообще, в эбру 16 основных стилей и еще 40 промежуточных. Часто художники комбинируют стили, желая добиться чего-то совсем необычного, чего свет еще не видел за тысячу лет, сколько существует эбру.
-- Я регулярно бываю на разных слетах мастеров в Турции и вижу, как художники то и дело совершают новые открытия в эбру, -- замечает Ирина и показывает мне Всемирный каталог эбру, вышедший в 2016 году.
Для него со всего света выбрали только 100 работ ведущих мастеров. И три картины -- латвийские: одна -- Ирины Трумпель, две другие -- ее учениц Инги Пельше и Аллы Негановой.
Художница пригласила вашего автора на одно занятие -- самому попробовать совершить творческий ритуал на воде. И в процессе, пока я очень медленно приобщался к этому искусству, Ирина рассказывала:
-- Теперь об эбру уже знают и в Латвии, и в России, а когда я увидела эту технику живописи в Турции, информации о ней фактически не было в наших широтах. И Интернет тогда, лет десять назад, был еще не настолько насыщен информацией об эбру, как теперь.
Хотя на Востоке, в той же Турции, эбру -- часть древнейших традиций. В старину с торговыми караванами листы, расписанные «в эбру», попадали на Запад, и даже в нашей Национальной библиотеке можно найти довольно древние книги, в которых есть «восточные страницы» -- с рисунками, рожденными на воде. Между прочим, картины, выполненные в такой технике, стоили в старину исключительно дорого...
Капли краски во вкусной воде
Но все равно и сегодня даже при всей своей популярности эбру -- большая экзотика, в том числе для профессионального западного художника. Судите сами! Знали ли вы раньше, из чего и как создаются рисунки?
...В жестяную, довольно большую прямоугольную ванночку с низкими краями была налита вода. Но вода не простая, а приготовленная за несколько дней до того. В ней в качестве загустителя используется экстракт растения гевен -- горной колючки, произрастающей в Турции, Иране, Пакистане. В июле растение срезают, чтобы собрать с его стебля смолу, высушивают на солнце, а потом при необходимости крошат и растворяют в воде.
-- Кстати, это растение еще используют в пищевой промышленности и косметологии. Мой кот обожает эту воду пить, -- улыбается Ирина.
В этой особой «вкусной воде» купаются краски -- не тонут, а плавают по поверхности. И краски тоже, конечно, не простые. Для их изготовления используются нерастворимые пигменты: желтый (сернистое соединение), синий (лахорская синька из корня растения, собранного в окрестностях пакистанского города Лахор), черный (печная турецкая сажа, собранная вручную), натуральный белый, красный (оксид железа из листьев красной капусты). Кроме таких используются еще и водорастворимые -- специальные натуральные акриловые краски.
В эти краски опускается кисточка (фырчалар), сделанная вручную из конского волоса (в отличие от обычной живописи, где лучшими кисточками считаются те, что из беличьего хвостика). Конский волос прикрепляют по кругу к ручке из стебля розы. Основная задача такой кисточки -- вбирать побольше краски, которую мастер аккуратно разбрызгивает по поверхности воды.
Опять все наоборот по сравнению с другими видами живописи! Обычно-то кисточкой рисуют, а тут краску «художественно разбрызгивают», стараясь не коснуться поверхности воды.
Разноцветные капли, плавающие по воде, не смешиваются друг с другом, но каждая последующая словно отодвигает предыдущую, создавая новую композицию.
Еще для выполнения рисунка используются шило или штифт -- биз. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы, проводит линии, делает завитки. Другой важный инструмент, но уже для получения «чешуйчатого» рисунка, -- гребень (тарак-тарак). Им и создаются на воде то ли волны, то ли перья диковинных птиц, то ли облака.
Потом, когда рисунок готов на воде, поверх него предельно аккуратно укладывается лист особой бумаги, долго не размокающей. Спустя секунд тридцать бумага очень аккуратно снимается -- и весь рисунок отпечатывается на ней, оставляя воду в ванночке почти чистой. И в этой же ванночке можно снова рисовать...
Рука рисует -- душа очищается
Все инструменты, равно как и краски, Ирина привозит из Турции, где бывает регулярно, но только не в туристических местах «на пляжах», а в местах для душевно-художественного обучения и отдыха.
-- Формы, рисунки на воде мы получаем из пятна краски, с которым и производим магические действия, -- показывает мне Ирина. -- И важно знать, что краски ведут себя в воде очень по-разному...
Контрастность можно добавить за счет использования теплых и холодных цветов, или просто добавив черного. Хотя действительно понять, как именно себя ведут разные краски, можно только с опытом, а теория здесь -- это условное понятие.
Краска может и закапризничать. Зеленая краска, оранжевая, желтая, голубая и другие обычно отлично расходятся по воде и прекрасно себя ведут. Но вдруг цвет не хочет расходиться и ведет себя странно... И объяснить, почему так, никак нельзя. Три человека могут взять из баночки одну и ту же краску, но... у одного она может красиво растечься, у другого капля будет поменьше, а у третьего и вовсе пойдет ко дну.
Одна и та же краска в одинаковой воде (из одного ведра) ведет себя по-разному, и цвет может не раскрыться. Почему? Непонятно. Конечно, влияет на поведение краски в воде и температура воздуха в помещении, и атмосферное давление...
В технике эбру, как и в традиционной японской каллиграфии, важно не только уметь рисовать, но и правильно держать руку, уметь расслаблять кисть. Когда работаешь «по воде», обязательно надо легко дышать. Что касается последнего, то здесь сильный терапевтический эффект: через дыхание человек очищается. Причем очищается он и от всевозможной химии да токсинов, накопленных в организме от нездорового питания и из городского воздуха, и от негативных мыслей в голове, не самых светлых чувств. А еще, как считают в Турции, человек, рисуя на воде, очищает душу и сердце.
-- Если человек долго подавлял в себе какую-нибудь эмоцию, то вода плюс краски имеют волшебное действие -- могут эту эмоцию высвободить. Это хорошо! Тоже ведь очищение, -- замечает Ирина Трумпель. -- Еще мы на занятиях по эбру учимся сосредотачиваться и расслабляться, чему помогает, например, негромкая турецкая музыка, звучащая в студии...
-- Сейчас, когда ритм жизни стал просто безумным, действительно необходимо уметь останавливаться, ну или хотя бы замедлять бег, что очень полезно: и смотреть на мир учишься иначе, и вообще, как говорят, продлеваешь молодость, -- подключается к разговору Ольга Орлова, со-основатель студии EBRURIGA. -- Эти рисунки на воде -- гармонизирующие...
Картина, которую вы создаете, помогает потом справиться со своими эмоциями, заряжает энергией, дает внутреннее спокойствие. Уже в далекой древности было известно, что влияние живописи связано с планетами, энергию которых цвета проявляют на Земле, в нашем сознании, теле и, конечно же, в судьбе.
Каждый цвет притягивает энергию определенной планеты. Есть ведь такое понятие как цветотерапия, а когда краски переносятся на холст, создается произведение искусства, то начинается уже арт-терапия. Тогда картина, на которую вы будете смотреть и держать образ в голове, может словно привлекать позитивные энергии самой природы, раскрывать в вас разные способности и защищать от плохого влияния извне.
Вовсе не случайно родители приводят на занятия Ирины своих детей -- чтобы те стали поспокойней, менее суетливыми, умели концентрироваться, сосредотачивать внимание. Ведь эбру называют искусством терпения.
А еще довольно часто к Ирине приходят заниматься «рядовые домохозяйки», молодые мамы, студенты и офисные работники: чтобы расширить кругозор, развить воображение и научиться видеть мир своих эмоций, познать радость творчества и красочный мир вокруг, так непохожий на привычную действительность. Да и тот же самый привычный мир вдруг начинает меняться, равно как и круг общения. Известно ведь: меняемся мы -- и меняется буквально все вокруг нас. Проверено!
-- Вода -- самый загадочный и необъяснимый элемент на Земле. И вода, разумеется, это живой организм. Она хранит и переносит информацию. Да мы и сами состоим из воды чуть ли не на 80 процентов. В эбру важно то, что человек, даже совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Словно бы сама вода помогает творить прекрасное: если только человек готов научиться понять ее язык и свободно «говорить» на нем. Эбру -- это больше чем искусство, -- уверена Ирина Трумпель...
Антон ГУСЕВ
Фото -- Владимир СТАРКОВ