На вопросы "Вестей" отвечают мэр Риги Нил Ушаков и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
Реформа и реформаторы
— Всю прошлую неделю партии правящей коалиции продолжали говорить о налоговой реформе, но ясности от этого не прибавилось. Как вы думаете, чего нам следует ожидать в этой связи в ближайшее время?
Нил УШАКОВ: — Налоговую реформу не назовешь иначе как очень неоднозначной. Реформа подразумевает снижение ставок некоторых налогов, что сразу же приведет к возникновению огромной дырки в госбюджете.
Для того чтобы хоть как–то залатать эту дыру, предлагается, во–первых, увеличить дефицит бюджета, хотя непонятно, разрешит ли Евросоюз это сделать, поскольку в Европе на этот счет существуют достаточно жесткие ограничения. А во–вторых, авторы реформы предлагают повысить до максимального уровня акцизный налог на целый ряд товаров.
Так, в частности, шла речь о повышении акциза на алкоголь и табак. Обсуждается и повышение акциза на горючее, что сразу же ударит по ценам на все продукты. Шла речь и возможности повысить акциз на медикаменты, и нет гарантий, что правящие политики еще раз не вернутся к этому предложению.
И возникает вопрос: в чем логика реформы? Если в том, чтобы помочь людям, то что это за помощь, если, с одной стороны, налоговые ставки снизятся, но, с другой стороны — неизбежно вырастут цены на многие товары, в том числе на горючее и медикаменты, которые у нас и без того стоят дорого?!
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Лично я уверен, что если правительство и проведет налоговую реформу, то все завершится лишь повышением акцизного налога на товары и медикаменты. И все! На большее у них мозгов не хватит.
Андрей КОЗЛОВ: — Реформа предусматривает не только повышение акцизного налога на целый ряд товаров, но и отмену налоговых льгот в некоторых сферах — при этом, отмечу, у нас льготный НДС все равно является более высоким, чем в Европе.
Приведу только один пример: у нас НДС на прессу составляет 12 процентов, а в Германии — 0 процентов. Как говорится, почувствуйте разницу…
Предлагаемая сегодня правительством реформа — это не подарок, она приведет к повышению цен и увеличит нагрузку на предпринимателей, что, в свою очередь, спровоцирует очередной отток капитала из страны.
КАМЕНЕЦКИЙ: — Я вообще отказываюсь называть всю эту происходящую вакханалию реформой. У нас и в здравоохранении происходит реформа, и в образовании происходит реформа, а сейчас еще одна реформа — в налоговой сфере! Просто партиям типа "Единства" обязательно надо, чтобы о них говорили, чтобы о них не забывали. Для одних партий муниципальные выборы — это подготовка к парламентским выборам, а для других — репетиция собственных похорон. А завершится налоговая реформа повышением налогов — причем тех, которые легко собирать. Тут большого ума не надо.
И те партии, которые сегодня продвигают эту налоговую реформу, говорят: если мы придем к власти в Риге, мы за счет рационального использования средств наведем в городе просто чудесный порядок — дороги у нас будут лучше, чем в Дубае, общественный транспорт станет практически бесплатным.
И все эти заявления делают представители партий, которые сегодня составляют большинство в парламенте. Почему же они не могут реализовать свои чудесные идеи в масштабе всей страны?! Вспомним о пределе креативности этих людей: украсть из госбюджета 20 миллионов евро и раздать своим сторонникам. Вот и вся их креативность.
УШАКОВ: — Первая реформа, которую по инициативе "Единства" правительственные партии уже успели провести, — это реформа зарплат педагогов, в результате которой четверть рижских учителей потеряла в зарплате. Теперь Союз "зеленых" и крестьян выдвинулся с идеей налоговой реформы. Чем все закончится — понятно.
Повысят налоги — и точка!
Что же касается тех восхитительных идей, которые эти партии предлагают для Риги, то эти идеи никогда не будут реализованы, потому что все это пустые слова. Это то же самое, если бы я стал говорить, что стану солистом балета, хотя не смогу им стать ни по возрасту, ни по навыкам…
КАМЕНЕЦКИЙ: — Для того чтобы реализовать серьезную реформу, правящие партии должны хотя бы договориться друг с другом. Но они и на это не способны.
КОЗЛОВ: — А может, это и к лучшему, что они не могут договориться? Это тот случай, когда минус на минус дает плюс. Может, и неплохо, что из–за проблем в правительственной коалиции очередная непродуманная реформа не будет реализована?
Телеэкран как поле битвы
— Чем ближе выборы, тем чаще в передачах Латвийского телевидения упоминается Рижская дума, и всегда — в негативном свете…
УШАКОВ: — Латвийское телевидение называет себя общественным телевидением, но это неправильно, поскольку по своей сути ЛТВ является государственным телеканалом, который живет только и единственно за счет налогов и зависит только и единственно от правящей коалиции, потому что именно правящая коалиция выделяет ЛТВ огромное финансирование.
И сейчас правящая коалиция использует Латвийское телевидение как инструмент борьбы с оппозицией. Правящая коалиция отчаянно борется с "Согласием" и нашими партнерами — партией "Честь служить Риге": главная задача правящей коалиции — не допустить нашей победы в Риге, и за это они бьются всеми возможными средствами.
К сожалению, мы живем в обществе, где правительство может пробовать диктовать свои условия государственному телевидению, и государственное телевидение эти условия выполняет и, по сути, работает как политически ангажированное рекламное агентство "Единства" и Нацобъединения, но не как независимое СМИ.
КОЗЛОВ: — Латвийское телевидение в этом году получило из бюджета 9 миллионов евро, а результата их деятельности практически нет. Сравните, как у нас работают коммерческие СМИ и как работают государственные. Налицо очевидный факт разбазаривания средств.
А вот за журналистов из той же передачи De Facto я хотел бы заступиться: они работают хорошо, и я бы даже порекомендовал руководству ЛТВ повысить им зарплату. Это не вина журналистов, что у них нет тем для сюжетов, вот они и бегают по Рижской думе с утра до вечера, портят всем нервы, скандалят и даже плачут… Ребята стараются, зарабатывают свои денежки. Еще раз повторю: не их вина, что нет тем для сюжетов.
КАМЕНЕЦКИЙ: — Интересно, что вся эта активность журналистов Латвийского телевидения в связи с думой начинает проявляться только накануне выборов! Как вы думаете, почему? Хотелось бы пожелать этим "высоким телепрофессионалам" не приходить на интервью так, как будто у них в руках ордер на обыск, и не использовать приемы допросов типа лампа в глаза.
Совсем недавно мы наблюдали за огромным заокеанским сражением между одним из кандидатов в президенты и одной крупнейшей телекомпанией. И все мы знаем, чем это сражение завершилось.
Когда я в воскресенье смотрю некоторые телепередачи, которые ЛТВ создает за наши деньги, у меня складывается впечатление, что эти передачи готовят садисты, а смотрят их мазохисты…
Ина ОШКАЯ.