А сейчас, как считает юрист, он расхлебывает последствия своего участия в деле.
- Я столкнулся с удивительным явлением, когда адвокат жалуется на адвоката, - рассказал kp.ru Андрей Алешкин. - Вице-президент адвокатской палаты Московской области Толчеев попросил возбудить в отношении меня дисциплинарное производство - соответствующее письмо он направил в адрес палаты Санкт-Петербурга, в которой я состою. Как пишет Толчеев, я нарушил кодекс профессиональной этики и проявил неуважительное отношение к коллегам, что умаляет честь адвокатуры. Но повод совершенно надуманный!
- Таких дел огромное количество, и для меня загадка, как и почему Толчеев обратил на него внимание - не иначе чьи-то происки, - полагает Алешкин. - Посудите сами: на меня пожаловался не прокурор, не следователь, не суд. Не мой доверитель, в конце концов, с которым я по сей день продолжаю сотрудничать. Это сделал мой коллега, хотя в нашей среде подобное считается недопустимым. О какой корпоративной этике тогда мы говорим? К тому же, сам Толчеев не имеет никакого отношения к этому судебному процессу. Я считаю, что это расправа. Как говорят, "дело Ефремова похоронило уже не одного адвоката"... Видимо, чем больше мы открыты, чем больше выступаем в суде и в прессе, тем более мы неудобны чиновникам от адвокатуры.
Сейчас в отношении Алешкина идет проверка. Чем она закончится - покажет время. Однако, адвокат не исключает, что если исход окажется благополучным, то будут и новые жалобы.
- А потом мне скажут: "Коллега, что-то частенько жалуются на вас. Давайте-ка вас статуса лишим!", - грустно прогнозирует Андрей Алешкин.
Тем временем, лишение "корочки" Александра Добровинского вызвало волнения среди коллег. Как отмечал в интервью kp.ru адвокат Сергей Жорин, это решение Адвокатской палаты Москвы видится ему чрезмерно жестким, и раз уж наказали столь известного профессионала, могут "прийти" и за остальным.
- Поэтому те, кто сегодня злорадствует по поводу Добровинского, должны задуматься. Я чувствую, что ситуация изменилась, и некогда свободная профессия может подвергнуться жестким ограничениям. Например, адвокатам вообще запретят давать комментарии - за них это будут делать руководители палат или отдельные привилегированные лица, - отмечал Жорин.
Высказались по "делу Добровинского" и другие адвокаты.
- Мне не понятно, почему Александра Андреевича лишили статуса на два года, в то время, как Эльмана Пашаева, который творил просто ужасные вещи, - всего на год? - возмутилась коллега Добровинского Анна Бутырина.
- Мы пребываем, мягко говоря, в недоумении, - поделилась адвокат Татьяна Головкина, которая также участвовала в деле Ефремова. - Наша адвокатская коллегия не видит в действиях Добровинского признаков дисциплинарного проступка. Наказание в виде лишения статуса на два года является не просто неадекватным, но и оскорбительным для всего адвокатского сообщества. Совет адвокатской палаты города Москвы попросту "сдал" члена своей же палаты. Не посчитал возможным встать на его защиту, когда это было просто необходимо сделать.
В неформальных разговорах адвокаты высказывают свое главное опасение: мол, идет "зачистка" - верхушка просто убирает неугодных, чтобы самим делить рынок. И это может привести далеко не к самым радужным последствиям. Для адвокатов обернется монополией палат, а для клиентов - ростом цен на юридические услуги.
- Ведь если не останется неподконтрольных адвокатских коллегий, и палаты будут все контролировать, то они и цены на услуги будут регулировать сами. И людям будет некуда деваться, придется переплачивать, - высказывают опасение специалисты.