Среди продуктов питания, например, наиболее часто подделывают апельсиновый сок, мед и трюфельное масло, а также чернику, молоко, рыбу, шафран, оливковое масло, гранатовый сок и кофе. При этом 75% латвийцев сталкивалась с поддельными продуктами питания или не уверены в обратном.
Согласно данным опроса, проведенного производителем гибкой упаковки IMMER Group, 25% латвийцев хотя бы раз сталкивались с подделкой продуктов питания, а 47% допускают, что такое вполне могло произойти. При этом есть взаимосвязь между уровнем образования и тем, заметил ли покупатель, что товар подделан. Среди тех, кто утверждает, что ни разу не сталкивался с поддельными продуктами питания, у 37% нет высшего образования, а среди тех, кто это обнаружил или не уверен в обратном, лишь у 29% нет высшего образования.
Опасность фальшивых продуктов питания состоит в том, что совершенно неясно, какого они происхождения и качества. В результате человек может отравиться, серьезно заболеть или даже умереть. Разумеется, латвийцы сталкиваются не только с подделками местного происхождения, но и в Латвии, например, подделывали кофе и конфеты известных брендов.
В Литве инспекторы Государственной продовольственной и ветеринарной службы однажды задержали 120 тонн мяса непонятного происхождения. Регулярно находят замороженную и соленую рыбу, икру, также зафиксированы случаи производства мясных изделий в гаражах частных домов. В Эстонии у пяти производителей мясного фарша было обнаружено присутствие в их продукции мяса птицы, хотя на этикетке это указано не было. Из-за этого непонятно, какого качества это мясо и несет ли оно опасность для аллергиков.
В 2013 году мировой рынок поддельных товаров всех разновидностей – от еды до одежды – уже достигал 0,8 трлн долларов США. Сегодня же эта цифра увеличилась как минимум вдвое. «Из-за поддельных товаров европейские производители терпят убытки в объеме 85 миллиардов евро в год, что составляет 5% от всего объема импорта. Но дело даже не в потерях для бизнеса, а в том, что это реальный риск для здоровья людей, – рассказывает Ирина Мирошник, Президент IMMER Group. – Согласно данным Всемирной организации здоровья, ежегодно от поддельных лекарств умирает порядка 700 000 человек, а в Европе фармакологические компании, терпящие убытки, вынуждены увольнять десятки тысяч сотрудников. Это прямое и ужасное влияние на жизнь людей, и сфера фармакологии – пример лишь одной отрасли».
Данные опроса показали, что 32% тех, кто опознал подделку, определили это по внешнему виду упаковки, которая отличалась от оригинальной. Однако, вдвое большее число потребителей (66%) поняло, что продукт поддельный, лишь по вкусу – то есть уже не только заплатили за него, но и вполне могли отравиться, съев этот продукт. «К счастью, вопрос с лекарствами уже решен – настала очередь продуктов питания.
При помощи таких простых технологий, как, например, защитные краски, персонализированная печать или уже привычные QR-коды, каждый может взять продукт с полки магазина и убедиться, что он действительно был произведен тем производителем, который указан на упаковке. Есть и менее привычные формы защиты товара – например, псевдоголограммы, RFID- и DOT-коды, технология Track & Trace. Все это только кажется сложным, а на самом деле легко применяется в повседневной жизни и решает проблему рисков для здоровья и жизни людей», – подчеркивает Ирина Мирошник.
Уже сегодня, покупая стейк или фарш в супермаркете, можно увидеть, где выращена корова, чем её кормили, на каком заводе переработали мясо, как его доставляли. Некоторые производители оливкового масла с помощью технологических решений могут предоставить данные обо всей цепочке производства и переработки оливок вплоть до полки магазина. Вся эта информация в отношении абсолютно любого товара может быть доступна потребителю, и люди вправе ее знать при выборе продуктов и товаров. Нужно стремиться к тому, чтобы на каждом продукте были доступны подробности о нем, позволяющие убедиться, что товар безопасен.
Самыми распространенными причинами роста объемов контрафакта являются высокие тарифы и налоги, глобализация и низкие торговые барьеры, низкий уровень инвестиций на предприятиях в защиту собственного товара и высокая доходность контрафакта. Еще фатальнее – низкий уровень правовой защиты на международном и национальном уровне (или даже полное ее отсутствие), а также осознанная покупка контрафакта потребителями.
Многие стремятся сэкономить и покупают поддельный товар, потому что не знают о возможных последствиях для здоровья. Еще одна из причин, почему технологиями верификации еще не оснащено большинство товаров – это страх компаний публично признать, что их продукцию подделывают, поскольку это якобы вредит репутации.