В средней школе Сууре-Яане — 288 учеников. Это крупнейшая из двух школ, расположенных в эстонском городе с населением в тысячу человек. По результатам реформы, завершившейся пару лет назад, в здании расположились 2 образовательных учреждения — гимназия и средняя школа.
В гимназии учатся 10-12-е классы, в средней — все остальные. В том числе и дети из трех совсем маленьких городских школ, закрытых три года назад. Здания сохранились, и до шестого класса ученики, которые живут далеко от главного здания, ходят именно туда.
— Классный руководитель работает только в одном здании, но другие, например, учителя труда для мальчиков, ходят между тремя маленькими школами. Некоторые учителя работают в двух зданиях, — рассказала представитель школы Мари Кас.
— Учителям это, конечно, нелегко?
— Нет! И точно нелегко нам делать расписание уроков. Но все школьники 7-9-х классов теперь здесь, в одном здании. Мы можем выбирать хороших учителей, делить группы — на успевающих и тех, кому нужно больше внимания учителя. Самоуправление обеспечивает школьные автобусы, чтобы каждый мог сюда добраться.
В последние десять лет в Эстонии число средних школ сократилось с 236 до 170. Цель — 100 школ, в каждой из которых учатся по меньшей мере 600 детей.
«Средние школы мы постепенно перенимаем под управление государства. План — перенять все. Мы начали с краевых центров и постепенно расширяемся. Если вы посетите государственные средние школы, вы увидите изменения — они совершенно другие», — рассказал госсекретарь эстонского Министерства образования Янар Холм.
Райво Юурак, журналист предназначенного для педагогов издания Opetajate Leht, признал: решение сократить число школ депутатам далось нелегко.
«Когда ты закрываешь маленькую сельскую школу, тебя называют врагом образования. Очень много надо объяснять, почему надо закрывать уютные и любимые маленькие школы.
Несколько лет назад у нас даже была школа, где вообще не было учеников. Пустое здание. Но она работала, ее отапливали и мыли, поскольку жители поселка верили, что, возможно, в следующем году будет какой-нибудь ребенок, который мог бы пойти в эту школу»,
— рассказал Юурак.
Исследователи оценивали достижения девятиклассников по математике, естествознанию и чтению. Латвия заняла 31-е место — из 72. Латвийская ситуация лучше, чем в соседней Литве, однако Эстония заняла третье в мире место. Министр образования Карлис Шадурскис считает, что в этом нет ничего удивительного.
В Сууре-Яане тоже уверены: секрет успеха — улучшение учебных программ и методик.
— Учителя могут учиться, каждый год наши учителя учатся чему-то новому, — рассказала Кас.
— У них есть возможность учиться, или обучение обязательное?
— Они хотят учиться! И у них есть возможность.
Постепенно эстонские педагоги начали посвящать свое свободное время объединению учебных предметов и приближению их к реальной жизни. «Например, на прошлой неделе я интегрировал предметы с учителем биологии. Она рассматривала капусту — ее клетки и все остальное, а следующий урок был мой — химия, где мы тоже пытались что-то сделать с капустой», — рассказал учитель химии и географии Тауно Тилк. Детям такой подход тоже нравится.
В Эстонии, как и в Латвии, есть проблема с привлечением молодых педагогов, поэтому учительские зарплаты — главный приоритет. На это указал и Холм: «В 2011 году минимальная зарплата учителя составляла 608 евро. В следующем она будет более тысячи евро за полную ставку, но и этого недостаточно. С моей точки зрения, чтобы привлечь в школу хороших новых учителей, рост зарплат должен быть значительно выше.
И наше новое правительство поставило цель, чтобы к 2019 году минимальная учительская зарплата была на 20% выше средней зарплаты по стране».
«Поколение, которое работало на энтузиазме, скоро уйдет на пенсию. Молодые люди говорят: «Я свою работу делаю хорошо, и зарплата должна быть хорошей». Мы 20-21 декабря будем голосовать за бюджет. Туда включено больше денег на образование», —рассказал Ааду Муст, глава эстонской Парламентской комиссии по культуре и образованию.
Эстония в ближайшее время планирует бюджет на образование увеличить в общей сложности на 240 миллионов евро. Однако большая часть средств на рост учительских зарплат приходит изнутри системы — благодаря оптимизации сети школ.