Первые старообрядцы (несогласные с церковными нововведениями, начатыми патриархом Никоном в 1653 году и узаконенными Собором в 1666-м) появились на территории Латвии в 1659 году. С середины XVIII века образуются стабильные старообрядческие центры — Режица (Резекне), Динабург (Даугавпилс), Якобштадт (Екабпилс), Митава (Елгава) и Рига.
Миграционные волны староверов на латвийские земли знали свои приливы и отливы, связанные с политическими событиями в России и соседних странах. При Николае I по отношению к старообрядцам был принят ряд дискриминационных постановлений, а в 1835 году появился приказ с разделением староверов на «самых вредных», «вредных» и «менее вредных» (дело даже не в разделении, касающемся преимущественно федосеевцев и поморцев, дело в определении сути — «вредные», и никак иначе — Л. В.). После такого приказа молитвенные дома староверов стали закрывать, купола и наружные кресты сносить, богослужения запрещать. Позже последовали указы, ущемляющие староверов-купцов и запрещающие старообрядцам приобретать в собственность земли.
Старообрядцы Прибалтики испытывали тенденцию к объединению общин, и уже с 20-х годов XIX века стали проходить съезды — вначале малочисленные, затем более многолюдные. В январе 1906 года в Вильне (Вильнюс) состоялся съезд старообрядцев Северо-Западного края, количество участников и гостей которого было весьма внушительным — 404 человека, в том числе делегации из Либавы (Лиепаи), Илуксте, Прейли, Режицы, из Курляндской и Лифляндской губерний, но особенно много — из Двинска и Двинского уезда. Съезд послал благодарственный адрес Николаю II за указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», изменивший правовое положение уже не «вредных» старообрядцев.
Кроме благодарности, была составлена и челобитная о нуждах русского населения в Прибалтике, главные из которых — русские казенные школы и представительство русских старожилов в местном самоуправлении. Дальнейшая консолидация привела к Первому всероссийскому собору поморцев в 1909 году в Москве и к Всероссийскому съезду поморцев в 1911 году в Двинске. В Двинске очень активно обсуждались вопросы образования — рост числа школ и училищ, подготовка учителей, открытие курсов, издание журнала.
«Можно сказать, что после указа 1905 года о веротерпимости староверская жизнь стала налаживаться. Важно, что открывались школы. К 1911 году в Курляндии и Двинско-Режицком округе было 17 школ, работало старообрядческое отделение учительской семинарии в Илуксте, так что наши места стали одним из центров просвещения старообрядчества. Неудивительно поэтому, что Всероссийский съезд прошел в Двинске. Но потом началась война, здесь развернулся театр военных действий, многие старообрядцы оказались в Питере, но после 1917 года вернулись, познакомившись с большевиками, — рассказывает Ина Кирничанская, исследователь староверия из Даугавпилса. — Однако большевики и до Латвии добрались. Я только один факт напомню: в ночь с 27 на 28 марта 1919 года в Двинске расстреляли 98 жителей разных национальностей и конфессий, были среди них и староверы. Одним словом,
старообрядцы понимали, что прежней России уже нет, а к большевикам они не хотели. Они поддержали независимость Латвии,
стали объединяться внутри новой республики, и 4 ноября 1920 года в помещении Резекненской кладбищенской общины состоялся Первый старообрядческий съезд Латвии».
На съезд прибыли 125 делегатов из 28 общин, мандаты имелись у 65 человек. Из восьми общин прифронтовой полосы делегаты вовремя приехать не смогли — не получили необходимые документы. Председателем съезда единогласно избрали члена Учредительного собрания Федора Павлова, он же возглавит и избранный съездом Центральный комитет. Заместителями председателя съезда были выбраны председатели Резекненской кладбищенской общины И. Колосов и Рижской Гребенщиковской общины А. Трифонов.