"Прежние успехи Трампа являются напоминанием о том, что президент России Владимир Путин не единственный, кто создает угрозу для послевоенного порядка западного мира, а вместе с этим и для безопасности Латвии. Взгляд, что нас защищает НАТО, обоснован до тех пор, пока так считают страны-участницы альянса. Теперь усомниться в этом заставляет претендент на пост президента самого влиятельного государства НАТО, - обеспокоен обозреватель журнала Ir Айварс Озолиньш.
Трамп заявил, что США тратят слишком много денег и усилий на Европу, а НАТО «устаревший» пережиток времен уже несуществующего Советского Союза и его нужно преобразовать. «Мы платим огромные деньги за нечто такое, что было много, много десятилетий назад, а мир изменился», — пояснил Трамп. И высказал комплименты Путину как «сильному лидеру, которых нет в нашем государстве». (Путин перед этим похвалил Трампа «как умного и талантливого — несомненно». Кремль предпочитает видеть в Белом доме Трампа, а не Клинтон — несомненно).
Неважно, что Трамп в ходе предвыборной кампании говорит, что если он станет президентом США, то будет таким же жестким по отношению к России, как в свое время Рональд Рейган. Такая уверенность прозвучала также из уст вроде бы опытных в политике людей, в том числе и в Латвии. Они, наверное, найдут какое-либо высказывание Трампа для обоснования своей гипотезы. (К примеру, его слова о маневрах российских самолетов над кораблями США в Балтийском море — мол, американцам, возможно, придется стрелять в русские самолеты).
Однако удивительно, зачем Трампу накануне выборов скрывать свои настоящие взгляды о России и льстить Путину, который не особо популярен в США. И в любом случае надежды на «настоящего Трампа», который будет на посту президента, наталкиваются на постоянные указания его критиков: нынешнему кандидату от республиканцев нельзя доверять, потому что он беспрестанно лжет и меняет мнения.
Но самое важное: Трамп начал ставить под сомнение роль НАТО в архитектуре европейской безопасности именно в то время, когда Россия пытается эту архитектуру изменить и не скрывает, что ее главные враги США и НАТО.
Цитировать Трампа, чтобы попробовать понять его намерения, — неблагодарное занятие. В Америке популярны обобщения его взаимоисключающих высказываний — они занимают несколько страниц. Фактически нет ни одного важного вопроса, по которому Трамп не выразил бы абсолютно противоречивые точки зрения. (Для иллюстрации можно упомянуть только один день и одно место — 11 марта, Палм-Бич: «Я думаю, что есть два Дональда Трампа!». И: «Я не думаю, что есть два Дональда Трампа. Я думаю, что есть один Дональд Трамп). Кажется примечательным его высказывание: «Я очень хорошо умею меняться и становиться кем только хочу». И еще: «То, что я говорю, — это то, что я говорю».
Важно то, что Трамп делает. Он назначил руководителем своей предвыборной кампании Пола Манафорта, который помогал многим авторитарным правителям и коррумпированным бизнесменам, в частности, в России и на Украине. К примеру, Манафорт был менеджером предвыборной кампании свергнутого президента Украины Виктора Януковича в 2010 году. И в команде советников Трампа по внешней политике доминируют люди со связями и интересами в путинской России.
Важно также то, почему Трамп что-либо говорит. Его отношение к правде только как к средству для достижения желаемого результата такое же, как у путинской пропаганды: факты и сказанное вообще не имеют значения, есть только интересы, и существенно только то, можно ли сказанным сегодня добиться необходимого для себя сегодня.
Ветеран шоу-бизнеса Трамп на протяжении десятков лет зарабатывал на культуре «либерального» и «политкорректного» Запада, а сейчас, наверное, рассчитал, что можно политически заработать, выступив против «политкорректности», свободной торговли, иммиграции, мусульман, прав женщин и меньшинств и всех других проявлений «либерализма». То же самое делает Путин, чтобы ослабить и разобщить Европейский союз и НАТО.
К сожалению, оказалось, что в Америке достаточно избирателей, для которых приемлемо, что президентом США может стать политик, выступающий против основ западных ценностей. Программа Трампа точь-в-точь совпадает с целями союзников Кремля из числа правых радикалов и евроскептиков в европейских государствах. (Включая Латвию — к примеру, как противники Стамбульской конвенции о недопущении насилия в отношении женщин могут не согласиться со словами Трампа о том, что «к женщине нужно относиться, как к дерьму»?).
Президента США 8 ноября изберут американцы. Хочется надеяться, что не Трампа. Впрочем, кандидат от республиканцев проделал хорошую работу. Отношение к нему даже яснее, чем к Путину (открыто хвалить которого некоторым кажется «политически некорректным»), показывает линии идеологического раздела в объявленной Кремлем новой «холодной войне» против Запада".