Объяснение заключается в том, что якобы небольшая инфляция, наблюдаемая в настоящее время, кажется небольшой только потому, что она сравнивается с прошлогодней рекордной инфляцией, которая в 2022 году достигла 10%, 15% и 22%, оставаясь выше 3% (такое повышение цен считается естественным) около двух лет.
В период до введения ограничений по борьбе с коронавирусом в Латвии долгое время наблюдался желаемый уровень роста цен – он находился в коридоре от 2% до 4%, и часто объяснялся не столько увеличением стоимости товаров, сколько тем, что покупатели постепенно начинают выбирать более качественные и дорогие товары вместо приобретаемых ранее «дешевок». Поэтому небольшое постепенное повышение цен не снижает покупательную способность и обеспечивает стабильное развитие экономики, не беспокоя производителей.
С приходом ограничений по борьбе с коронавирусом изменение цен почти на год стало отрицательным - с апреля 2020 года по март 2021 года цены росли всего один месяц, в остальное время фиксировалась дефляция примерно на 1%.
Хотя может показаться, что это не так уж и много, общее снижение уровня цен на самом деле более вредно для экономики, чем их быстрый рост - падение цен означает, что производитель может продать свой продукт дешевле его себестоимости, при этом инвестиции в любой бизнес падают, потому что держателям денежных резервов (все равно, частным лицам или компаниям и банкам) незачем куда-либо вкладывать деньги, если они с каждым месяцем сами по себе становятся более ценными, вообще ничего не делая и ничем не рискуя. Но больше всего проигрывает государственный бюджет - по мере снижения общей стоимости проданных товаров и услуг в денежном выражении падают налоговые поступления.
Нормальная инфляция возобновилась с ослаблением и отменой коронавирусных ограничений, а весной-летом 2021 года рост цен находился на желаемом уровне в пару процентов. Однако в конце того же года инфляция приблизилась к и без того нездоровому уровню в 8%, а с марта 2022 года, поскольку экономика пострадала от последствий полномасштабного вторжения России в Украину, рост цен превысил 20% в течение восьми месяцев подряд, достигнув рекордного уровня в 22,2% в сентябре прошлого года.
Но с того момента темпы роста цен начали медленно снижаться, упав с более чем 10% в начале этого года до 10% весной, вернувшись к однозначным цифрам в июне и достигнув 3,3% в сентябре, последний раз инфляция была такой низкой два года назад.
Месячную инфляцию принято измерять по отношению к ценам предыдущего месяца и соответствующего месяца предыдущего года с учетом цикла экономического обращения внутри года – даже в XXI веке значительная часть народного хозяйства остается сезонной (сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм, образование и т. д.).
Следовательно, нынешняя «маленькая» инфляция в 3,3% в сентябре кажется «маленькой» только потому, что она измеряется не на фоне обычного уровня цен, а на фоне прошлогоднего огромного скачка цен, который в тот момент достиг рекордного уровня.
Если мы сравним текущий рост цен с тем, что считалось нормальным уровнем цен в период с 2014 по 2021 год, текущие цены следует измерять не по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, а по сравнению с февралем-мартом 2021 года, когда инфляция в последний раз была около 0%, а цены были стабильными. С другой стороны, за год до этого, как уже говорилось, во время коронавируса была зафиксирована небольшая, но продолжительная дефляция.
Средние цены в Латвии с марта 2020 года по март этого года, подводя итоги за трехлетний период, выросли на 29,1%. Глядя на апрель за три года, мы получаем 29,8% совокупной инфляции, в мае - 31,6%, в июне - 29,9%, в июле - 30,7%, в августе - 30,6%, а в сентябре совокупная инфляция за последние три года составила 30,3%.
Рассчитывая рост цен за трехлетний период, можно сделать прогноз, что в этом месяце инфляция продолжит снижаться примерно до 2,5%, в ноябре и декабре она будет колебаться в районе 1%-2%, возможно, сохраняя такую тенденцию зимой и весной. Однако это снова будет инфляция только за год, а не за три года - ведь по сравнению со средними ценами до и после ковида стоимость жизни в Латвии выросла на треть (!).
Поскольку Европейский центральный банк принял решение не снижать в этом месяце ставку EURIBOR, которая уже достигла 4,5% (в отличие от околонулевой ставки в предыдущие годы), можно ожидать, что фактическая инфляция увеличится в ближайшие месяцы, поскольку народное хозяйство «высосет» рост издержек, вызванный выплатами по кредитам.
Поэтому поводы для радости есть только у политиков, государственных служащих и представителей финансового сектора, в том числе у Банка Латвии: ежемесячная и годовая статистика инфляции будет продолжать снижаться, поскольку в настоящее время она измеряется не по сравнению с нетипично высоком уровнем, которую Латвия не переживала 25 лет. При этом любому покупателю придется констатировать, что реально наблюдаемый уровень цен в розничной торговле не снижается, а даже увеличивается, когда повышенные ставки EURIBOR вступят в полную силу.