В наше время сходить в театр – почти что в космос слетать. Причём, и для зрителей, и для артистов. В фойе народ то и дело признаётся друг другу: как одичали, от собственного отражения в зеркале шарахаешься – дистанция, чтоб её…
Собственно о том и постановка. В Новом зале примерно на 400 мест – длится она полтора часа. Состоит из трех одноактных балетов, созданных разными авторами, но смотрится единым целым. Видимо потому, что эмоции нас всех одолевают примерно одинаковые.
Первую историю рассказала хореограф Элза Леймане. «Компаньон» - о закулисной жизни балерины. Со штопанием балетных тапочек, бесконечной репетицией, поисками себя на сцене и в жизни - оставшейся без партнера. Вынужденное одиночество в пандемию, попытки к нему приспособиться, воспоминания о том, как это было раньше...
Второй этюд поставил Антон Фрейманс:» Go! Go! Go!». Тут хореограф временами и сам выходит на сцену, читая, похоже, свой дневник. Это - попытка артистов балета взглянуть на себя со стороны. И рассказ о том, насколько трудно – эмоционально и физически – возвращаться на сцену после длительного перерыва (наверное, ещё тяжелее, чем приходить в театр после долгой работы на удалёнке дома на кухне).
Впрочем, весь триптих по большому счету - об этом. Как трудно свыкнуться с вынужденным одиночеством и как трудно потом возвращаться к любимому делу. Особенно артистам. Держать себя в форме, постоянно репетировать, не сдаваясь душой и телом. И верить - сцена ещё ждет тебя. Друзья, партнеры, зрители, аплодисменты - все ещё обязательно будет.
Художественный руководитель Латвийского Национального балета Айвар Лейманис за основу своей истории взял…2 метра. Ту самую дистанцию, которая вот уже два года отделяет нас друг от друга мощнее железного занавеса.
Как выглядел бы балет, если бы артистам на сцене пришлось придерживаться тех правил, что царят в зрительном зале. И за стенами театра.
Массовость на сцене в тот вечер превзошла все ожидания. Казалось, каждый артист готов выйти хоть на чуть-чуть, но все-таки поучаствовать в спектакле. Ведущие партии исполняли наши лучшие танцоры.
Пересказывать действо вряд ли имеет смысл. Как говорится, это надо видеть.
Например, в какой-то момент то, что казалось, задней стеной сцены, оказывается занавесом. Он раздвигается и зрители будто видят себя в зеркале – по ту сторону оказывается другая часть сцены и зрительного зала. Для тех зрителей танцуют свои артисты. Эффект интересный. Какое-то время пытаешься понять – сам-то ты в зеркале или в реальности?
Элегантные костюмы, пуанты, красивые метания уставших от бездействия (или слишком долгих поисков) изящных тел…Красиво. Но – когда на сцене появляются маленькие лебеди, исполняющие пародию на свой бессмертный номер (старательно держат дистанцию, отстраняясь друг от друга), когда принц и принцесса исполняют па-де-де из «Спящей красавицы» в защитных масках, старательно не дотрагиваясь друг до друга, тогда вдруг неожиданно душу охватывает тоска – по тому, настоящему балету. По настоящей жизни. Жизни без дистанции. Когда-то же эта пандемия кончится, но - сумеем ли мы вернуться?
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото Агнесе ЗЕЛТИНЯ и Янис КЕРИС