Уже года два как в рижском «творческом квартале» "Спикери", что напротив Центрального рынка, проводится ярмарка под открытым небом. Для туристов она называется Riga Flea Market, а для нас привычней -- барахолка, что понятно каждому и русскому, и латышу (где-то в одной соцсети видел слово baraholka, подтверждающее, что гос. язык развивается в правильном направлении. :)) Раз в месяц по субботам, когда погода позволяет, во дворике "Спикери" собираются десятки, а то и сотни даже не торговцев, но коллекционеров всего самого разного: от значков до противогазов, от старых чемоданов до эксклюзивного фарфора ручной работы...
Исторически здания этого квартала строились как склады для товаров, которые продавались в Риге. Поэтому дух торговли витает над кварталом, а рижская барахолка его только подпитывает правильной энергетикой. Такая вот мистика... А еще там оживают воспоминания.
Не знаю, как у кого, но у меня лично исключительно яркие воспоминания конца 1980-х и начала 1990-х связаны с Чекурильником -- Чиекуркалнским рынком. Это теперь он выглядит так же, как ранее яркая картина, по которой прошлись стиральной резинкой, а потом еще и протерли мокрой тряпкой -- местами до дыр. А в то время жизнь на рынке бурлила.
Бог с ними, с цыганами и их польскими да турецкими жвачками, не станем вспоминать торговцев спиртом «Рояль» и наперсточников. Зато все остальное на Чекурильнике было в превеликом разнообразии -- и на это всегда находился покупатель.
Там можно было найти редкие книги, которые еще недавно продавались только за макулатуру и по огромному блату, всевозможные открытки и коллекционные календарики, плакаты, значки, монетки, бумажные деньги любых эпох и прочее, прочее, прочее... Там же продавали и необходимое для дома барахло (только в хорошем смысле слова!)...
И вот квартал "Спикери". Он маленькая копия Чекурильника славных времен. Отличное место! Кстати, поскольку любителей барахолок в Латвии полным-полно, места, где эти люди могут отдохнуть душой, появляются в разных регионах -- например, в Икшкиле и в Марупе. И в других местах то и дело возникают барахолки, особенно не рекламируясь в СМИ.
Ценители барахолок узнают обо всем заранее -- и дальше передают по цепочке, по волнам сарафанного радио. Причем люди заранее готовятся к барахолкам, составляя списки того, чего еще не хватает для гармонии в жизни, и того, от чего запросто можно избавиться, продав это за некоторую сумму.
Барахолка в помощь музею
...Едва я зашел на барахолку, как тут же встретил ведущую Латвийского радио Илону Яхимович. Она с удовольствием рассказала:
-- Я постоянный посетитель всех барахолок Латвии, заранее знаю, что и когда будет. Во-первых, мне надо пополнять свою коллекцию зеркалец. А здесь, на барахолке, часто можно найти поистине удивительные предметы, которых больше нигде в природе нет. Во-вторых, мы сейчас готовим праздник Вецаки, который пройдет в конце мая, и планируем открыть музей города.
Экспозицию для музея мы собираем уже много лет. Нам нужно буквально все, что касается Вецаки: старинные открытки, фотографии, документы, различные свидетельства (на основе этого была издана книга о Вецаки). Но этого мало! Необходимы и предметы «из жизни». И теперь коллекция музея пополнится еще несколькими предметами, которые я купила только что на прекрасной барахолке.
Вот посмотрите, у меня в руках зонтик от солнца, который был выпущен в 1970-е. Я его тут купила в прекрасном состоянии: с чехольчиком и кольцом, которым потом зонтик стягивается и закрывается. Также я в "Спикери" купила ведерко советского времени, сумочку и пупсика -- милую куклу. Все в музей! Не хватает пока еще панамки и сандаликов.
Нам ведь важно в музее воссоздать картину Вецаки той поры, когда они были отданы детям, когда работало много пионерских лагерей, садиков и яслей. Тогда люди со всей Риги и окрестностей столицы приезжали на наш пляж. Вот мы и хотим отобразить то время во всей красе, и барахолки в этом очень помогают...
Октябрятские значки, пионерские галстуки
Уже около первого стола на барахолке ваш автор сильно пожалел, что заранее не переворошил дома содержимое шкафов и тумбочек: мог бы набрать массу самого разного и прилично подзаработать. Сразу стал вспоминать, где и что дома лежит: например, мои октябрятские и пионерские значки, марки, карманные календари. А что?! Знаете, сколько это богатство тут стоит?
Например, мой старый октябрятский значок стоит два евро, а более раннего времени -- пять (помните такую звездочку с пластмассовыми темно-красными лучиками, а в центре -- крошечный портрет юного Владимира Ильича?).
Пионерский значок по цене равняется комсомольскому. Как вы уже поняли, все эти значки ценятся по-разному -- в зависимости от года выпуска. Обычный комсомольский значок можно купить даже за евро, а вот редкий, совсем маленький (неужели забыли о таких?), -- за пять. Тут же вам и значки «Ударник труда» разных лет, и «Победитель соцсоревнования».
-- Мой муж это все собирал много лет -- был фалеристом, но теперь он уже совсем в годах. Коллекция ему больше не нужна. И мы ее распродаем, -- говорит Татьяна, показывая мне специальные альбомы для значков.
Значки прикреплены очень аккуратно -- по сериям; только одних владимиров ильичей я насчитал под сотню. А на других страницах -- значки с растениями и животными, всевозможные юбилейные и наградные. Отдельно -- в коробочке на подушечках -- лежали ордена и медали времен Второй мировой войны, оригинальные и копии. К примеру, орден Красной Звезды стоит 60 евро.
На соседнем столике можно было купить совсем новенький пионерский галстук -- в пакетике, с этикеткой внутри. Стоит семь евро. Вот смотаться бы в прошлое на часок, зайти, скажем, в "Детский мир" и купить несколько ящиков этих галстуков, которые тогда были, по сути, бросовым товаром. А теперь, если продать их все, то можно и неплохую машину купить, если повезет...
Лучшие рижские кошки и козье мыло
В дыму восточных благовоний, которые продавали здесь же, стоял самый знаменитый «кошачий художник» Латвии Рахмет Реджепов.
Посетителям барахолки он предлагал и свои оригинальные большие прекрасные картины с кошками, и открытки-фоторепродукции. Рахмет принес целую стаю кошек: всевозможных пород, в разных сюжетных композициях, обыгрывающих самые причудливые жизненные сцены.
Мастер принес даже скульптуры котов, вылепленные из особой глины. Вот самец с характерными отличительными деталями, а здесь самочка, причем с котятами в животе (он из стекла, чтобы были видны крошечные малыши с умильными мордочками).
-- Эта барахолка открылась пару лет назад, и я тут появился почти сразу. Конечно, понравилось здесь моментально. Вообще, тут покупают довольно плохо. Но дело-то не в этом! Сюда в основном люди приходят просто посмотреть, настроение поднять, знакомых встретить. Причем тут зачастую очень непросто отличить, кто покупатель, а кто продавец. Здесь такая большая тусовка. Лица все примелькались. Барахолка -- прекрасный мир! Только жаль, что она проходит лишь раз в месяц, да и то лишь в хорошую погоду, -- говорит Рахмет...
На то она и барахолка, чтобы здесь было все разное. Вот около Рахмета столик знатного латвийского мыловара Риты Пранчи, у которой свое козье хозяйство Kazas Laukos за Ригой.
-- Козы мне дают молоко, а потом я из него дома мыло варю -- прямо на кухне. Вернее, так: по особой рецептуре я смешиваю молоко, оливковое масло и кокосовое, добавляю щелочь. И в итоге получаю качественный натуральный продукт. Потом уже на этой основе я делаю разные виды мыла: с медом и овсом, с легендарной целебной грязью из Балдоне, с пивом и розмарином, с березовым соком и мятой и так далее -- чего только не использую, -- говорит Рита.
А по соседству с ней предлагали авторские керамические изделия и вышивки изо льна. Все это тоже принесли на барахолку разные мастера. И смотрелся этот товар вполне гармонично, например, с антикварными пивными кружками и бутылками (выпуска 1936 года можно было купить за пять евро), а также вечными советскими мясорубками и универсальными китайскими ножами прошлого века, которые режут хоть стекло, хоть дерево...
...и Гитлер такой молодой
Тому, что на барахолке было полно латвийцев, удивляться не приходится, но ведь и иностранцев гуляло немало. Вот прошла группа, судя по всему, китайцев, с другой стороны шли немцы, около меня стояли две девушки, говорившие по-английски. И знаете, что англичанки купили? По бутылочке "Тройного" одеколона -- каждая по евро. А мужчина, общавшийся с группой друзей по-французски, купил модельку машины «Чайка»: «О, это советский лимузин!» Заплатил за нее, кстати, 30 евро.
Причудлив мир барахолки! Рядом с модельками машин можно увидеть почти зэковскую заточку, всевозможные фляжки и рюмашки, которые лежали вместе с антикварными фотоаппаратами (одногодки моего дедушки!), чайниками, подсвечниками, вечными советскими коричневыми чемоданами (по 10 евро), противогазами (по два евро), календарями-перевертышами (по 30).
Другой стол. Здесь продавали раритетный фарфор знаменитой фабрики Каподимонте, которая была основана в 1743 году Карлом III из династии Бурбонов, королем Неаполя и Сицилии. Кстати, некоторые фигурки стоили не так уж дорого -- от 10 до 40 евро. Стол это был облеплен народом со всех сторон!
Но не меньше народа было и около стола, где продавали вещи, связанные с гитлеровской Германией. Эдакое антикварное эхо Третьего рейха. Вот, например, редчайший журнал, в переводе -- «История успеха Адольфа Гитлера» (аж 100 евро!). 120 страниц об истории: как фюрер пришел к власти и какой тогда была Германия -- до 1939 года. Тут же копии немецких ножей времен Второй мировой -- со свастикой. И пивные кружки -- прямо из Мюнхена тех лет. А у стола рядом можно было купить советские солдатские каски. Хоть они и были явно послевоенного времени, но все же...
Такой вот мир нашей барахолки, где, как в жизни, найти можно буквально все. Если кто-то еще не пробовал этой жизни, то рекомендуем!
Игорь МЕЙДЕН
Все фото -- Владимир СТАРКОВ