Парламентская комиссия по расследованию так называемого «дела олигархов» встречается в третий раз. И сегодня за столом двое новых членов. Один из них — юридический консультант — адвокат Алдис Алликс, который ранее защищал в суде сына Айвара Лембергса — Анрийса. По словам Алликса, он сам подал заявку на эту должность.
«Я связался с господином Юдином, потому что думал, что он будет председателем этой комиссии, потому что, как мне известно, он единственный юрист здесь. Потом я узнал, что председатель другой, связался с ней и вызвался работать», -рассказал Алликс.
То, что раньше Алликс работал с сыном Айвара Лембергса, сам адвокат не считает конфликтом интересов. Сейчас это сотрудничество прекратилось. По словам главы комиссии по расследованию «разговоров» Ингуны Судрабы, Алликса ей посоветовали коллеги. И он разбирается в специфической отрасли криминального права.
«Это дело, которое было 5лет назад, никак не связано с этим делом. И это мы тоже обговорили. Он сразу сказал, что защищал сына Лембергса. Но на данном этапе мы не видим никакого конфликта интересов», - заявила глава комиссии Сейма по расследованию «дела олигархов» Ингуна Судраба.
Однако, если по ходу работы комиссии возникнет ситуация конфликта интересов, Алликс не сможет принимать участие в обсуждении вопроса. На сегодняшнем заседании члены комиссии расспрашивали прокуроров, которые занимались делом олигархов. Однако, прежде чем приступить к работе, парламентарии 20 минут пытались утвердить протокол прошлого заседания. Затем приступили к работе по существу. Главный вопрос – почему дело олигархов пришлось закрыть.
«По-моему, в ходе расследования нужно было проводить больше засекреченных действий. Потому что они имеют большее значение. Так как с помощью допросов, осмотров и запросов документов в процессе дела, где обвиняемый не признаёт вину, трудно это доказать», - считает прокурор Марис Лея.
Еще один важный момент — борьба с дачей ложных показаний.
«По-моему, надо менять законодательство в связи с дачей ложных показаний. Сейчас свидетели ничего не боятся, потому что фактически им ничего не будет. Потому что, если человек дал осознанно ложные показание, то уголовный процесс против него может начаться, когда это факт будет зафиксирован в приговоре суда — после окончания рассмотрения дела. То есть прокуратуре приходится ждать приговора по делу, а суд может длиться годами. Пока, наконец, не наступит срок давности за дачу ложных показаний», - заявил Лея.
«Фактически прокуратура, мне кажется, сейчас подходит с такой точки зрения — а получится ли? То есть прокурор это не тот, кто «я вижу, я подозреваю, я буду идти дальше». А здесь такой академический человек, который говорит — а может и не получится, ну, наверное, не будем рисковать. С моей точки зрения прокуратура должна быть более агрессивна!», - уверен член парламентской комиссии по расследованию «разговоров олигархов» Андрей Юдин.
На заседании было решено запросить еще два дела из Службы госдоходов (СГД) и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB), которые связаны с разговорами олигархов в гостинице Rīdzene. Следующую встречу парламентарии планируют провести на выезде — в KNAB.