Совершенно безобидный на первый взгляд подарок водрузили на стену кабинета посольской резиденции в Москве. Там он провисел целых семь лет, пока случайно не выяснилось, что невинный на вид сувенир был чем-то большим, чем простое украшение.
Троянский конь
Это был настоящий троянский конь. Таким образом, советская разведка установила в кабинете посла один из самых загадочных и необычных жучков в истории межгосударственного шпионажа.
С глубокой древности шпионаж и подслушивание играли чрезвычайно важную роль как в военное, так и в мирное время. Даже в Древнем Египте была своя секретная шпионская организация. В таких древних книгах, как Ветхий Завет и «Илиада», упоминается шпионаж. Также о нем писали Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» и Чанакья в «Артхашастре».
Россия всегда была искусна в ведении шпионажа. Искусство подслушивания, выведывания и сбора секретной информации восходит к царским временам. Когда Джеймс Бьюкенен, министр США и американский президент посещали Санкт-Петербург в 1832-33 годах, они рассказывали: «Нас везде окружают шпионы. Их так много и уровень их разнообразен. От самого высокого до самого низкого. Нанять прислугу без того, чтобы она была не завербована тайной полицией, просто невозможно».
Нил С. Браун, посланник Соединенных Штатов в России с 1850 по 1853 год, также отмечал постоянную слежку. Отто фон Бисмарк утверждал, что в Санкт-Петербурге было особенно трудно сохранить шифровальщик в безопасности. Ведь все посольства должны были нанимать русских слуг. Завербовать же их российской полиции было несложно.
Шпионаж как искусство
К 1930-м годам шпионаж пережил усовершенствование благодаря техническим инновациям. Все важные телефонные разговоры прослушивались, микрофоны устанавливали куда только можно. Гостям, которые прибывали в резиденцию посла США в Москве, сразу вручали карточки. Там кроме вежливых приветствий был предупреждающий текст о том, что каждая комната контролируется КГБ и весь обслуживающий персонал является сотрудниками спецслужб. Также там значилось, что за садом тоже ведется наблюдение. Багаж будет обыскиваться два-три раза в день. Делаться это будет максимально аккуратно и никто ничего не украдет.
В послевоенный период скрытые микрофоны в посольстве обнаруживали регулярно. Самым необычным из подобных устройств, которому удавалось оставаться незамеченным в течение семи долгих лет, было очень сложное подслушивающее устройство под названием «Вещь». Это устройство было спрятано в подарок пионерской организации - деревянную Большую печать США.
У «Вещи» не было ни собственного источника питания, ни каких-либо проводов. Она включалась и выключалась с помощью сильного радиосигнала извне. После включения устройство могло улавливать звуковые волны и модулировать радиоволны, передавая их обратно. «Вещь» практически невозможно было обнаружить. У нее не было никаких активных электронных компонентов. Когда устройство не было активно, оно не требовало питания, что давало ему возможность функционировать практически вечно.
Откуда взялась хитрая игрушка
Хитрая «Вещь» была разработкой гениального советского изобретателя Льва Сергеевича Термена. Ранее он прославился изобретением одноименного музыкального инструмента - терменвокса. Через двадцать лет после этого талантливый ученый по воле судьбы оказался узником ГУЛАГа. Там его научный гений активно использовали в секретной лаборатории. Во время работы там Термен создал систему подслушивания «Буран», предшественника современного лазерного микрофона. Он работал при помощи маломощного инфракрасного луча и на расстоянии обнаруживал звуковые колебания в стеклянных окнах.
Принцип работы «Вещи» был чем-то подобен этой системе. Внутри деревянной заглушки был спрятан микрофон. Он был чувствителен к звуковым колебаниям, которые возникали при разговоре. Внутри прибора была чрезвычайно тонкая металлическая мембрана, которая реагировала ни них. Толщина ее составляла всего лишь 75 микрометров. Когда «Вещь» облучали радиосигналом нужной частоты, мембрана начинала вибрировать, емкость устройства изменялась. Оно начинало модулировать радиоволны, и они ретранслировались его антенной. Работало это точно так же, как в обычном радиоприемнике.
Обнаружение шпионского секрета
Простенькое устройство было пассивно, а кроме того, так хорошо замаскировано, что оставалось незамеченным больше семи лет. Обнаружили его совершенно случайно. В 1951 году, когда «Вещь» облучали радиосигналом, его случайно принял оператор в посольстве Великобритании. Британский военный, который следил за передвижением советских военных самолетов, вдруг услышал по радио голос британского военного атташе. В Москву немедленно отправили экспертов соответствующей службы для расследования этого дела. Они ничего не обнаружили.
Мощные сигналы продолжали принимать. В какой-то момент британцы пришли к мысли о том, что, видимо, Советы проводят какие-то эксперименты с неким резонансным передатчиком. Некоторое время спустя американский военный поймал сигнал и услышал разговор из кабинета посла. После этого в резиденции был произведен обыск - и опять никто ничего не нашел.
Через год был назначен новый посол США. Перед его прибытием советская власть начала ремонт в помещении. Так как рабочие были местными, посол Джордж Кеннан опасался, что во время ремонта дома они могут установить подслушивающие устройства. Он приказал провести тщательный осмотр помещения с помощью стандартного оборудования, предназначенного для обнаружения жучков. И в этот раз ничего найдено не было.
Позже в своих мемуарах бывший посол писал: «Стены этого старого здания создавали такую атмосферу невинности. Наши советские хозяева не демонстрировали ничего подозрительного. У нас не было никаких доказательств. Кроме того, как мы могли предположить, что наши методы обнаружения настолько устарели?»
Осенью того же года в Москву прибыли специалисты Госдепартамента по безопасности Джон Форд и Джозеф Безджян. Они прикинулись простыми гостями и поселились в резиденции посла. Эксперты провели несколько ночей подряд в поисках жучков. Все было тщетно. Специалисты решили, что нужно подкинуть для прослушки какую-нибудь дезинформацию.
Кеннан в тот же вечер позвонил своей секретарше. Он надиктовал ей ранее рассекреченную дипломатическую депешу. Безджян и Форд в это время рыскали по дому в поисках радиосигнала. И им наконец-то повезло! Эксперты поймали сигнал. Дело осталось за малым - найти, откуда он исходит.
Форд методично искал источник. Неожиданно он остановился прямо перед деревянной Большой печатью США, висящей на стене в углу. Специалист сорвал ее и начал разбивать стену под ней молотком. Там ничего не оказалось. Тогда прямо на глазах испуганного посла Форд разрубил саму печать. Руки его дрожали от возбуждения и нетерпения, когда он извлекал маленькое подслушивающее устройство.
Безджян был настолько впечатлен обнаруженным и так опасался, чтоб его не украли, что ночью положил жучок себе под подушку. Утром устройство отправили в Вашингтон. Там его изучили и дали название «Вещь», потому что это загадочное устройство произвело на экспертов неизгладимое впечатление. Специалисты были просто сбиты с толку, они никак не могли понять, как же эта штука работает.
Для того времени эта система была просто фантастически продвинутой электроникой. С открытием этого подслушивающего устройства искусство межправительственного шпионажа вышло на совершенно новый технологический уровень.
Ситуация, безусловно, была очень серьезной. Несмотря на это, посол Кеннан нашел в ней смешную сторону. Он припомнил, как только что приехал в резиденцию и начинал учить русский язык. Кеннан жил тогда один, семья еще не переехала к нему. По ночам он любил читать на русском вслух сценарии из передач «Голоса Америки».
В мемуарах он написал: «Я потом часто спрашивал себя, что же думали обо мне те, кто меня подслушивал в те моменты. Интересно представить себе их реакцию на все эти антисоветские речи, которые я вещал посреди ночи в одиночестве. Они думали, что со мной кто-то есть или я сошел с ума?»
(«Русская семерка».)