Если верить данным Госконтроля — их в ведомство отправляют сами госучреждения — Латвия с каждым годом живет все лучше, а чиновники получают все больше премий. В 2013 году общий объем премий в госаппарате составил 11,166 млн евро. В 2014-м — на несколько сотен тысяч больше (11,323 млн), а в 2015-м уже 18,23 млн.
Такому росту премий есть и другое объяснение: не страна богатеет, чиновники работают лучше. Но в Госконтроле призывают всё же оценить, за какие заслуги выплачивались денежные бонусы.
«Какие были эти задачи, которые были поставлены людям. Действительно ли они не ориентированы просто на процесс? Или задача действительно была достичь результата, который несёт пользу институции или государству? И действительно ли этот человек этого достиг? Например было бы интересно взять проекты, которые провалились. Например, e-skola. Было бы интересно посмотреть, какие оценки получали эти сотрудники», — указала Элита Круминя, глава Госконтроля.
Премии в госаппарате обычно выплачиваются за хорошую или отличную работу. Какую работу считать отличной, решает глава ведомства. В Госконтроле говорят: бонусы не должны выплачивать за то, что, например, вместо 30 документов работнику удалось заверить 35.
Возможно, 2015 год был исключением. И огромный фонд премий объемом в 18 млн можно списать на председательство Латвии в ЕС, говорят в осконтроле. Впрочем, это не объясняет, почему в этот период премии выросли, например, в Минздраве — с 239 тысяч до 1,4 млн евро.
Данные по премиям за прошлый — 2016-й — год в Госконтроле ещё собрали, и они будут доступны ближе к лету.
«То, что зарплата растёт, это, конечно, влияет на размер премии. Но, по сравнению с 2015-м, когда была президентура, есть факторы, которые говорят, что объём премий должен снижаться. Но… посмотрим, я бы не хотела прогнозы делать», — указала Круминя.
Список самых щедрых на премии ведомств возглавляет богатейшее — Министерство финансов. Премирование работников в 2015 году обошлось Минфину в более чем 3 млн евро.
«Пора наконец разработать новую систему зарплат в госаппарате. Профессионалы уходят из госсектора в частный, потому что там могут больше заплатить. Поэтому министерства ищут другие способы, как им заплатить больше», — отметила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
О том, что оклады в госсекторе действительно отстают от зарплат в секторе частном говорят многие эксперты и исследования. Одно из них прошлым летом опубликовала Госканцелярия.
«Если мы ставим перед собой цель, чтобы зарплаты в госаппарате достигли уровня 80% того, что получают в частном секторе, то на сегодняшний день так происходит только в 10% случаев. Так что и здесь нужны реформы. В 90% случаев чиновники получают значительно меньше, чем в частном секторе»,
— пояснила Байба Медвецка, глава Отдела управления персоналом Госканцелярии.
В ведомстве отмечают: все больше частных предприятий выбирают другую модель — часть зарплаты своим сотрудникам выплачивать в качестве так называемой переменной части — по сути, премий.
«Мне хочется верить, что госуправление пойдёт тем же путём», — заявила Медвецка.
Но чиновники конкурируют не только с частным сектором, но и сами с собой, считает Лелде Метла-Розентале, лектор кафедры политических наук университета им. П. Страдиня.
«Наша проблема в том, что в латвийском госуправлении очень трудно подобрать работников. И очень большая конкуренция происходит среди министерств. Бывают случаи, когда молодой человек после окончания вуза сначала идёт работать в так называемое бедное министерство, и тогда его главной задачей является как можно быстрее набраться опыта и перейти в богатое министерство. И понятно, работников разными методами пытаются удержать — предлагая им премии и делая их неотъемлемой частью оклада. Но премия никому не полагается. Это “экстра”», — указала Метла-Розентале.
По словам эксперта, лучший способ вернуть премиям их настоящий смысл — поощрять и стимулировать — это разработать единую модель зарплат в госаппарате. При которой за похожую работу в разных министерствах чиновники будут получать одинаковую сумму.
О разработке такой системы зарплат говорят уже долгие годы, но всё никак не разработают. Но вот о чём обычно предпочитают умолчать, так это о том, что выравнивание зарплат чиновников неизбежно ударит по госбюджету. Кто будет тем самым смелым политиком, который выйдет и скажет обществу: «Мы дадим денег на зарплаты чиновников, и соответственно, не дадим кому-то другому»?
«Приближаются выборы в самоуправления. Да и вообще у нас постоянно какие-то выборы приближаются, которые заставляют политическую элиту быть очень аккуратной с повышением зарплат. Это непопулярный вопрос. Но иначе нельзя. Мы хотим, чтобы люди хорошо работали за низкую зарплату. Так не бывает. Приходится искать обходные пути — они же премии»,
— считает Метла-Розентале.
В этом году при Министерстве финансов должна сформироваться рабочая группа — она и разработает единую систему зарплат в госаппарате. Результат обещают к концу года.
Как уже писал Rus.lsm.lv, максимальный размер зарплаты гендиректора Службы государственных доходов (СГД) с 2017 года составляет 4030 евро. Директор Госканцелярии Мартиньш Криевиньш ранее пояснил, что СГД выбрана для пилотного проекта как учреждение, в успешной работе которого заинтересовано все общество.
По данным исследования, заказанного Госканцелярией, зарплаты в госуправлении неравноценны зарплатам в частном секторе, особенно у руководителей среднего и высшего звена. Эта ситуация грозит обернуться уходом из госуправления высококвалифицированных специалистов.