Как и большинство российских граждан, в последние пару недель депутаты Госдумы находились в неведении насчет соответствующих планов руководства страны. Сразу после возвращения с новогодних каникул парламентарии попытались было поднять этот вопрос на заседании Госдумы, а либерал-демократ Сергей Иванов даже внес законопроект, запрещающий отторжение от России Курильских островов. Однако МИД проигнорировал призывы думцев.
А после того, как министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с заверениями о сохранении «суверенитета России над всеми островам южнокурильской гряды», в Думе и вовсе решили спустить эту тему на тормозах. Теперь вопросы о возможной передаче Курил даже не задаются в зале пленарных заседаний.
Депутатам только и осталось, что обсуждать эту тему в своих кабинетах или выступать с куцыми заявлениями перед журналистами перед началом пленарного заседания. Между тем, в Думе вовсе не уверены, что тема Курил закрыта навсегда.
Неофициально некоторые парламентарии не исключают, что вопрос, скорее всего, решили отложить до «лучших времен» — когда общественное недовольство будет не так сильно
или сами власти перестанут учитывать мнение граждан, большинство из которых сейчас выступают против пересмотра территориальной целостности России.
На волне успокоения, идущей из МИДа, решил прокатиться только лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Будем надеяться, что ни одного метра территории они никогда не получат, а работать у нас — пожалуйста», — сказал он. «Флаг будет русский, а вы работайте, если вам не хватает пространства», — обратился к японцам лидер ЛДПР.
Более тревожные нотки и сомнения в заявлениях МИД прозвучали в словах депутата Госдумы от КПРФ Николая Коломейцева. «Мы (фракция КПРФ) категорически против отдачи Курильских островов. Это нарушение Конституции РФ. Это ящик Пандоры, который может вызвать постоянно растущие территориальные требования наших соседей», — сказал он.
Большинство же депутатов и вовсе предпочитают публично не высказываться на тему Курильских островов. Не исключено, что на этот счет они получили установку из МИДа, где рекомендовали не нагнетать и без того напряженную ситуацию. Депутатам словно бы дают понять, где заканчиваются рамки «парламентской демократии» и начинается настоящая внешнеполитическая игра.