"Мы с женой часто берем детям книжки в библиотеке, перед сном почитать. Библиотекари нас знают и уже сами книги рекомендуют. Вот вчера я начал такую рекомендованную читать, - пишет на своей странице в ФБ Сергей Грушко. - Сборник рассказов Л.Пантелеева (того, что соавтор "Республики ШКИД"). Первое - "Рассказы о Белочке и Тамарочке". Текст: "Идут по улице две девочки... Обе девочки совершенно голые. Все на них смотрят, все удивляются, пальцами показывают...
Вдруг видят - стоит на углу милиционер... Он вынимает свисток и свистит... И девочки останавливаются. И милиционер спрашивает:
- Что случилось, товарищи?"
Пусть мне достанется клеймо последователя "нового викторианства", но своим детям 5- и 7-летнего возраста такие книжки я читать не готов.
Открыл следующий рассказ - "Фенька". Он начинался так: "Дело было вечером. Я лежал на диване, курил и читал газету". Дальше в повествовании маленькая девочка ест гвозди и пьет керосин:
"- Я вспомнила, где салфетка.
- Ну, где?
- Я ее нечаянно скушала.
Ох, рассердился я, закричал, ногами затопал.
- Обжора ты этакая, - говорю, - утроба ты ненасытная!"
Извиняюсь, но это тоже за пределами моей вечерней толерантности. Да, в итоге автор запрятал девочку в кожаный чемодан: "Она ничего - не плакала, не пищала. Только попросила, чтобы я просверлили несколько дырочек для воздуха".
Третий рассказ - "Честное слово". Помню его со школьных лет. Там старшие ребята поставили мальчика на пост, взяв с него честное слово, что он не покинет его. Сами же доиграли, свалили домой, забыв про него, а он не может нарушить честное слово и уйти, хоть уже и слишком поздно. Рассказ написан в 1941 году и развязка у него в духе времени - мальчику нашли командира:
"Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
- А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звёздочек...
- Я - майор, - сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
- Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост".
Автор резюмирует: "Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но ... можно ручаться, что это будет настоящий человек".
Нет, мою родительскую цензуру насчет идеала будущего этот рассказ из жанра "умри, но приказ начальника исполни" тоже не прошел.
Остался последний - Буква "Ты". Его мы прочитали (ведь надо было что-то читать), но в моей обработке по ходу чтения. Например, при описании общения взрослого усатого учителя с четырехлетней ученицей были изменены такие выражения: "Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы!... Изволь повторять за мной: я! я! я!
- Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала".
Возможно в 1945 году, когда был написан рассказ, это было смешно и забавно. Но я почему-то решил оградить своих детей от подобного источника веселья.
От той эпохи остается что-то важное и полезное, что можно было бы использовать при воспитании детей. Но не такие вот манеры общения."
P.S. Cамое интересное, что в попытке оградить племя младое от "всякого такого" в книгоиздательтсвах России принимаются неслыханные меры предосторожности. Например, ставятся категории 16+ на книги по военной истории. Вот пример:
Название: 1941. На главном направлении
Автор: Лопуховский Лев Николаевич
Серия: Главные книги о войне. Подлинная история великих войн
Издательство: Издательство Эксмо:Яуза
Возрастное ограничение:16+
Год издания:2018
Т.е. про бои 1941 года школьникам еще рановато знать, а на голых пионерок посмотреть - пожалуйста.