Затем бывший российский министр, проживающий сейчас в Майами, ответил на ряд вопросов, самым первым из которых был вопрос собственного корреспондента газеты «СЕГОДНЯ» в Вашингтоне.
— Как министр иностранных дел Российской Федерации были ли вы озабочены нарушением гражданских прав русскоязычного меньшинства в Латвии, что выражалось и до сих пор выражается в вопросах, связанных с гражданством, невозможностью голосовать на выборах, включая муниципальные, и, конечно, в вопросе о языке? Как вы относитесь к недавно принятому латвийскому закону, который практически уничтожает преподавание на русском языке в школах, включая частные? То же самое собираются сделать и с детскими садиками. Соответствует ли недобровольная ассимиляция американским демократическим ценностям?
— Да, нам было известно о нарушении прав человека, и не только в Латвии, но и в Эстонии. В начале 90—х мы встречались и с латвийской, и с эстонской делегациями и подписали ряд документов, касающихся судьбы русскоговорящих жителей этих стран.
Я не уверен, что они сделали все идеально, но, по большому счету, они пытались решить эту проблему, хотя она очень сложная. После того как был подписан пакт Молотова — Риббентропа, Сталин на самом деле принудил, если не сказать «оккупировал», эти страны. Но мы избегаем термина «оккупация» по некоторым юридическим причинам, хотя на самом деле вообще—то так оно и было. Красная армия и КГБ того времени вынудили балтийские страны, на тот момент независимые, присоединиться к Советскому Союзу. Затем произошла насильственная миграция — много местных жителей было выслано в ГУЛАГ, в Россию, в Советский Союз, а многие русские были направлены туда на работу. Это было сделано по политическим мотивам.
Вопрос этот очень и очень непростой, и когда эти страны восстановили свою независимость, то столкнулись с ситуацией, когда их демографический состав значительно изменился. Встал вопрос, как восстановить свою национальную латышскую идентичность и язык, который является богатым, как и латышская культура. Это относится также и к эстонской, и литовской культурам. Часть местного русского населения встретило это с пониманием и готовностью сотрудничать, другая часть — нет, для них происходящее было ужасно.
Но власти старались как могли, хотя и ошибки тоже были сделаны. Я незнаком с последним развитием событий, про которые вы упомянули, но, возможно, это сделано неправильно. В то же время мы должны признать, что, наверное, такого рода сложное развитие не может быть сделано без ошибок с обоих сторон.
Чего мы всегда пытались избежать и то, что я не приветствую у российской стороны, это политизация данной проблемы и впадание в истерику каждый раз, когда что—то происходит — в конце концов и сама Россия делает немало ошибок, любая страна делает ошибки в такого рода сложных ситуациях.
Но Латвия и Эстония искренне стараются следовать европейским стандартам и делают это с неподдельным усердием. Лучшее тому доказательство это то, что многие россияне, особенно состоятельные, успешные, молодые, принадлежащие к среднему классу, пытаются приобрести вид на жительство и даже гражданство этих стран, особенно Латвии. В Латвию сейчас иммигрируют из Москвы, из России, и не так, как в советские времена. В Советском Союзе все было управляемо, и то, что говорила партия, то все и делали. Сейчас туда едут по своему желанию, потому что видят, как там живется.
Если бы там было все так плохо и к русским действительно относились бы скверно, то образованные люди среднего класса с хорошими деньгами могли бы поехать в Германию или Польшу или куда угодно, но они все же едут в Латвию, значит, там вовсе неплохо. Ситуация пока что действительно трудная, но, по—моему, эти трудности почти преодолены.
Досье
Андрей Владимирович Козырев родился в марте 1951 года в Брюсселе в семье инженера Министерства внешней торговли СССР, находившегося с семьей в Бельгии в длительной командировке. Два дяди Козырева были полковниками Советской армии.
Козырев — первый министр иностранных дел Российской Федерации (с 11 октября 1990 года по 5 января 1996 года). Депутат Государственной думы 1—го и 2—го созывов. После ухода с государственных постов — бизнесмен.
С мая 2001 года — член президиума Российского еврейского конгресса.
В настоящее время проживает с семьей в Майами (США). Активно критикует политическую систему в России и деятельность президента Путина.
(Википедия)
Фото bb.lv