Я всегда знал, что меня ждет новое незабываемое общение с выдающимся современником и в то же время с настоящим живым классиком. Я не раз бывал в гостях у замечательного хирурга, который превратил свой просторный дом из красного кирпича в... собственный музей. Да-да, именно так. Но это вовсе не значит, что Виктор Калнберз был таким самовлюбленным. Нет, он прекрасно понимал, что действительно стал непосредственным участником многих исторических событий в жизни Советского Союза и Латвии в частности.
Академик как-то отметил, что не любит читать газеты на экране компьютера. Но совсем другое дело — бумажные страницы.
— Через бумажные страницы передается какое–то особое душевное тепло. У каждого издания своя энергетика...Сейчас все мы переживаем сложное и тревожное время. Очень важно, чтобы материалы были поданы корректно. Без оскорблений. Безусловно, я, как врач, всегда обращаю повышенное внимание на материалы, касающиеся медицины и всего, что с ней связано.
Впрочем, он раскрыл тогда и многие другие свои секреты. Так, сейчас практически все СМИ написали о том, что умер кавалер ордена Трех звезд. Хотя сам Виктор Константинович особенно гордился тем, что он – обладатель звания “Герой Социалистического Труда”. Как подчеркивал академик, наряду со званием “Герой Советского Союза” это было наивысшей степенью отличия в СССР. Невероятно престижную награду присуждали за самые выдающиеся достижения на благо всего советского общества. Примечательно, что всем Героям Социалистического Труда вручали не только золотую медаль «Серп и молот» и грамоту Президиума Верховного Совета СССР, но и орден Ленина. “О значимости моей награды говорит такой факт: точно такой же орден Ленина получали и все Герои Советского Союза!” - отметил академик Калнберз.
Последний Герой СССР
В беседе с корреспондентом он напомнил, что на сегодняшний день в Латвии, увы, никого уже из Героев Советского Союза в живых не осталось. Хотя в советское время они тоже были. Например, командир комсомольского подполья Имантс Судмалис. А 10 лет назад умер один из организаторов партизанского движения - Вилис Самсонс (1920–2011).
Кроме того, в Латвийской ССР было немало и своих Героев Социалистического Труда. Скажем, писатель Андрей Упитс, актриса Лилита Берзиня, председатель колхоза «Красный октябрь» Ромуальдс Кавинскис и многие другие. Доярка колхоза «Копдарбиба» Гулбенского района Марта Семуле «за высокие показатели в животноводстве» была удостоена этого высокого звания дважды. А организатор советской науки, уроженец Риги Мстислав Келдыш (1911–1978) стал и вовсе трижды Героем Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Получается, что сейчас, 19 июня, умер последний латвийский Герой СССР.
Кстати, когда я посетил Виктора Калнберза в его коттеджном местечке под Ригой, то первым делом попросил показать его “золотую звезду Ленина”. Мне даже удалось подержать в руках увесистую награду (28,6 грамма чистого золота плюс 2,7–граммовый платиновый барельеф Ильича!), которая хранится в укромном месте.
Как говорится, от греха подальше… Конечно, интересно было услышать, как был получен орден. Причем, как выяснилось, из рук самого председателя Верховного Совета СССР Андрея Андреевича Громыко, который формально был главой СССР!
Пригласили в Кремль
По словам Виктора Константиновича, это произошло 25 июня 1988 года. Он тогда читал лекции и оперировал в Италии и даже не знал, что его наградили. А от своих итальянских коллег он даже скрыл, что 2 июля у него юбилей. Вот такой скромный был человек. Свое 60–летие Калнберз отметил максимально просто - отдыхая в гостиничном номере. Но когда он прилетел в Москву, то обратил внимание, что прямо к самолету подрулили черные «волги». На летное поле вышли генерал–ракетчик Дмитрий Жилников и адмирал Алексей Шиндяев с цветами.
- Я тогда подумал: «Что случилось?» - поведал с улыбкой академик. - Оказалось, в газете «Правда» был опубликован указ. Так генералы все и узнали. Они тут же позвонили в Ригу, и секретарь им сказала, что я в Италии. Сообщила, каким рейсом возвращаюсь в столицу СССР. И прямо в Шереметьево, в зале приемов, друзья накрыли шикарный стол. С коньяком, икрой и прочими деликатесами. Так мы первыми отметили звание.
Клюквенный морс вместо шампанского
Любопытно и то, как проходило вручение в Кремле. «Какое шампанское будете пить?» — спросил Андрей Андреевич Громыко у академика Калнберза. «А вы какое?» — поинтересовался тот в ответ. «Я буду пить шампанское революционного красного цвета!» — сказал председатель Президиума Верховного Совета СССР. «Тогда я последую вашему примеру!» — заявил награжденный. Но когда Виктор Константинович осушил бокал, то понял, что там никакое не красное шампанское, а… клюквенный морс…
- При решении о награждении учитывался и экономический эффект от моих научных разработок. Было принято во внимание, что только благодаря поставкам в зарубежные страны аппаратов внешней фиксации моей конструкции в казну советского государства поступило более 2 миллионов долларов США. Если бы кто–либо решил, что из этой суммы мне положено выделить хотя бы 10% в качестве авторского гонорара, я бы мог получить 200 тысяч. С другой стороны, если бы мне было суждено выбирать — деньги или награду, то я все равно выбрал бы золотую медаль Героя! — с гордостью произнес Виктор Константинович.
Дмитрий МАРТ
собкор «7 секретов»
в Москве
Фото автора, из архива редакции