Большинство рыбаков обожает котов. Это самые первые наши фанаты. Нередко выходят к берегу водоема в ожидании гостинца, а иногда, зимой, — прямо на лед. Хочется рассказать о некоторых историях, связанных с нашими меньшими друзьями, а заодно о том, с какими еще животными приходилось сталкиваться на рыбалке.
Лиластские мурики
На станции Лиласте обитает довольно большая колония котов. Частенько пассажиры, ожидающие электричку, подкармливают муриков. Как–то наблюдал там такую картину: грибник, вышедший из леса, сел на скамейку и достал припасенные из дома котлеты. Его тут же окружила армия котов. Пришли на запах: котлеты оказались из трески. Коты заняли восемь направлений — каждый свое. Грибник аккуратно разделил котлету на восемь частей и разбросал в восемь сторон. Обычно котами устраивается куча–мала — один отнимает еду у другого, а тут каждый помчался за своим кусочком.
Самое интересное было дальше. Когда гостинцы разлетелись, откуда ни возьмись подошел еще один усатик — маленький, рыженький, месяца три от роду. Грибник не пожалел и ему угощенья: самому маленькому коту дал целую котлету. Взрослые сородичи попытались было отнять у него, но грибник зашикал на них. И не пускал до тех пор, пока малыш не съел весь его гостинец.
А прошлой осенью кошка подходила ко мне за свежей рыбой прямо к реке Лиласте, у железнодорожного моста. Все время подкармливал ее. Последний раз видел ее в ноябре. Клева не было, и лишь под занавес вытащил одного окуня — граммов на 200. "Будет чем дома кота угостить", — подумал я. Но не успел снять рыбу с крючка, как кошка рванула к удочке. Сорвала окуня и бросилась в заросли. Что ж, ей нужнее…
Рыба для кота
Многие рыбаки специально берут с водоема мелочь, чтобы по дороге угостить котов. Чаще всего наблюдал такую картину на станции Лиласте и в районе станции Гауя. Рассказывали мне, что и те, кто рыбачат на реке Бульупе, не забывают котов. У автобусной остановки рыбаков поджидает пара усатиков, для которых не забывают гостинцы.
Была в Болдерае кошка, которая выходила к водоему и там караулила поклевку. Стоило поплавку уйти под воду — тут же мяукала. Рыбак мог даже вздремнуть, отлучиться. Был уверен: за удочкой следит его надежный друг, он–то уж поклевку не прозевает. А за усердие кошке причиталась награда — рыба.
Коты на… льду
Некоторые кошарики поджидают рыбу прямо на льду. Обычно на тех озерах, возле которых стоят жилые дома и дачи. Больше всего котов зимой мне приходилось видеть на озере Дзирну. Видел там даже двух собак, сидевших в ожидании улова. Хозяева, видимо, держат их на таком голодном пайке, что друзья человека не брезгуют и сырой рыбой…
Чайки и вороны
На Киш–озере обычное дело — чайки на льду. Усядутся на удалении метров 10–15 и ждут улова. Ершиков, окуньков, плотвичек. Бросаешь рыбу на лед — и тут же куча–мала: одна у другой пытается отбить. Поэтому лучше давать по четыре–пять рыбин — чтобы никому не было обидно.
Иногда на льду появляются и вороны. Но им рыбу обычно не бросают. Сами кого хочешь без улова оставят. Зимой ведь как ловят. Когда клюет, рыбу даже не успеваешь складывать в ящик — бросаешь на лед. Потом идешь к другой лунке, к следующей… Не раз наблюдал, как пернатые уносили у рыбаков улов. И частенько не мелочь, а крупных окуней. Впрочем, валить все шишки на ворон несправедливо — отличались и чайки, и бакланы.
Лисы и норки
У меня, не скрою, тоже пару раз умыкали рыбу. И правильно делали — не надо быть ротозеем! А однажды осенью стырили улов не со льда, а прямо из рюкзака. Тот у меня лежал на берегу, за спиной. Туда и складывал улов. Оглянулся, а в рюкзаке кто–то копошится. Оказалось — норка. Голод, как говорится, не тетка…
А в этом году на маленькой форельной речушке тоже столкнулся с норкой — белой. Не убегала, смотрела на меня с противоположного берега, до которого была пара метров. А угостить было нечем: рыбы еще не было.
На льду приходилось видеть и лису. Лет десять назад на озере Лиласте. Она садилась на почтительном расстоянии от "блиточников" и караулила. Жаль было облезлую и исхудавшую героиню басен и сказок, ей иногда тоже бросали рыбу. Хотя были и те, кто шикал: поди, еще бешенством больна…
Бобры и тюлени
С бобрами, думаю, приходилось сталкиваться многим рыбакам. Необычную картину наблюдал этой весной на озере Дзирну. Поехал туда на последний лед — в марте. Возвращаюсь по берегу и издали в полынье (типа небольшого бассейна) вижу какие–то странные очертания. Вначале принял их за стволы деревьев. Но, приблизившись, увидел, что "деревья" нырнули. Это были два бобра, которые облюбовали место — то появлялись в воде, плавали, то ныряли.
Однажды видел бобра прямо в заливе… у Вецаки. Это было весной, гулявшие по пляжу с удивлением смотрели на странное создание метрах в 50 от берега. Бобер сидел, умывался и смотрел на прохожих. Зоолог Ингмарс ЛИДАКА тогда объяснил мне, что, вероятно, бобра выселили из болота, где он раньше жил: "Конкуренция, вот он и ищет новые места обитания. А из залива, конечно, уйдет, как только уйдут люди".
С тюленями приходится постоянно сталкиваться промысловикам — тем, кто ведет рыбный промысел на море. Рыбаки от них точно не в восторге: тюлени рвут сети, портят рыбу. Руководители рыбоводческих ассоциаций предлагают даже отстреливать тюленей — как в Эстонии. Но у нас пока закон на стороне этих животных…
Лоси и волки
Однажды мне пришлось столкнуться на рыбалке с лосем. Это было в августе в Лиласте, на озере Гарэзерс. Рыбаков там единицы, в тот жаркий день не было никого. Рыбачу с берега, вдруг слышу дикий грохот. Что такое? Оборачиваюсь по сторонам — все спокойно. Поворачиваю голову в сторону озера — и вдруг вижу из воды гигантскую голову лося. Сохатый в жаркий день решил окунуться. Доплыл до середины, а затем вышел на берег и исчез. Я был метрах в 30 и любовался необычной картиной.
Известны и трагические случаи, связанные с дикими животными и рыбаками. Это не только Камчатка, куда к рекам выходят полакомиться рыбой медведи и можно попасть в их "объятия", но и наши края. На Чудском озере двое рыбаков однажды пошли на ночную ловлю на лед — на налима. Не вернулись на берег ни утром, ни вечером. Хозяйка дома, в котором остановились, обратилась в милицию. Подняли вертолет, и вскоре на льду обнаружили рыболовные ящики и… обглоданные кости. Рыбаки стали жертвой стаи волков, которые нередко переходят с Псковской стороны в Эстонию, и наоборот. Это было в 1970–е, об этом писали эстонские газеты…
Никогда не говори "никогда"
В прошлую субботу ловил на одном из притоков Гауи. Вода прозрачная, очень низкая. Там, где прежде были поклевки, — глухо. Народ подъезжает на машинах, смотрит и уезжает. А я решил пройти по берегу дальше. В одном месте — первые поклевки. Ерш. И дальше — только он. Увидел рыбака, которой на лодке причалил к берегу.
— Малька — полно, а хищной рыбы нет, два часа ловлю, — говорит.
Я тоже потерял время в этом месте, но засиживаться не стал и пошел дальше. Наконец, увидел, как мужики с лодки вытаскивают окуня. Прошел еще метров двадцать и стал ловить там. И вот дело пошло. Очень неплохой окунь: 100–150 граммов. С прикормкой на другом берегу ловили белую рыбу — подлещика, плотву. Вывод один: не засиживаться часами на одном месте. Во всяком случае, если ловите окуня.
А когда я возвращался назад, на берегу сидели люди, которые поклевки не видели. И когда на их вопрос: "Ну, как?" — я отвечал: "Неплохо", не верили. Приходилось доставать рыбу и говорить: "Идите дальше"…
Великаны с Киш–озера
А на Киш–озере один рыбак взял целую серию окуней–великанов — на 1,125 кг, 920 граммов, 850 и 650. Не верите? Фото можно увидеть на сайте www.copeslietas.