Европейская бюрократия договорилась с Литвой о сносе линий электропередач высокого напряжения, чтобы по ним в Латвию не могла поступать электроэнергия из белорусского Островца, где в течение нескольких лет должна вступить в строй новая атомная электростанция, - пишет Арнис Клуйнис в "Неаткариге".
Европейской комиссии (ЕК) потребовалось десять лет, прежде чем она решилась упрекнуть Литву в разборке железнодорожных рельсов от Мажейкяя до латвийской границы, чтобы по ним нельзя было перевозить грузы от нефтеперерабатывающего завода в Литве в Рижский порт. Но в случае электричества литовская манера ведения дел оказалась как нельзя более кстати. Литовский Сейм запретил использовать электроэнергию, которая будет производиться на Островецкой АЭС.
Литовский закон должен вступить в силу в тот момент, когда в Островце будет запущена Белорусская АЭС, потому что отделить произведенную в Белоруссии атомную электроэнергию от любой другой произведенной или импортированной в Белоруссию из России электроэнергии невозможно. С того момента продажа всей произведенной в Белоруссии электроэнергии «будет приостановлена не только в Литве. Электроэнергия не поступит ни на рынки стран Балтии и Польши, ни Швеции и Финляндии», говорится в сообщении, которое распространило посольство Литвы в Латвии.
Там же поясняется, что
перечисленные страны обязались покупать электроэнергию только и единственно на бирже NordPool.
В том случае, если Белоруссии запретят продавать там электроэнергию, то ни одно государство-член ЕС не сможет ее покупать. Заместитель министра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк подтвердил "Неаткариге", что Белоруссия продает свою электроэнергию в ЕС на бирже NordPool и ни на какой иной порядок не рассчитывает. Но это не означает сто страна смирится с решением Литвы.
Выгоднее шантажировать, чем торговаться
В настоящее время примерно 1/10 часть закупаемой Балтией электроэнергии поступает из России и Белоруссии. Удельный вес электроэнергии этих стран в местном потреблении уменьшается. Белоруссия не собирается дарить свою электроэнергию Балтии, продавая ее дешевле цен на NordPool. Логично думать, что белорусы взяли нынешнюю цену NordPool около 40 евро за мегаватт/час как основу для расчетов, чтобы выяснить, окупится ли им строить, то есть заказывать России АЭС.
Атомная энергия не означает электричество из ничего. Необходимо учитывать все затраты, которых требует содержание атомной энергетики. Следует посчитать, сколько тонн горной породы необходимо просеять, чтобы получить килограмм ядерного вещества; сколько нужно затратить энергии, чтобы избавиться от тепла, которое не восприняли электрогенераторы (почему, абсолютно безопасную АЭС не строят у Минска или в самом Минске, который в таком случае можно было бы снабжать бесплатным теплом?); сколько стоит перевозка топлива и хранение использованного топлива или его обогащение до кондиции ядерного вещества.
В случае АЭС несложно мобилизовать людей, протестующих против атомной энергетики как таковой. Они не требуют никаких аргументов «за» и не принимают никаких аргументов против своих убеждений. В Литве все это усиливается сожалением о закрытой Игналинской АЭС и о неудавшейся Висагинской АЭС. В других частях счета совсем другие локальные обстоятельства и доводы обязательно выгоняют людей толпами на улицы протестовать против любого проекта АЭС.
Суть дела уже описана в публикации "Неаткариги" 13 ноября «Дорогое электричество, как соломинка, за которую можно ухватиться ЕС», где рассказывалось о прошедшей в Брюсселе конференции высокого уровня о финансировании чистой энергии. Еврокомиссары и представители правительств стран — членов ЕС на этой конференции
соревновались в обещаниях найти деньги для содержания системы электроснабжения, затраты на которую искусственно завышены, потому что таким образом можно указать более высокие показатели ВВП, взимать больше налоговой массы, спекулировать квотами выбросов и т.д.
В числе других хороших способов удорожания электроэнергии было выдвинуто вложение денег в грандиозные системы электропередачи, которые позволят поставлять солнечную энергию из Испании в промозглую Балтию или ветряную энергию с Северного моря в находящуюся в заветрии Альпийских гор северную Италию. Эти поставки будут пересекать всю Европу оттуда, где в соответствующее время светит солнце или дует ветер, туда, где никакую энергию без использования углеводородных ресурсов получить невозможно.
В такую энергетику никак не вписываются белорусы, потому что они предлагают свое не дешевое, но сравнительно более дешевое электричество поставлять за 50 километров в Вильнюс и за неполных три сотни километров в Ригу".