О химической атаке в провинции Идлиб, Сирийская обсерватория по правам человека сообщила позавчера. Несмотря на то что достоверность сообщений Сирийской обсерватории по правам человека действительно неоднократно подвергалась сомнению, информация вызвала широкий международный резонанс. Президенту Сирии Башару Асаду это грозит самыми неприятными последствиям, а рикошетом может ударить и по России.
4 апреля сообщалось, что неопознанные самолеты сбросили на контролируемый оппозицией город Хан-Шейхун химические боеприпасы. В результате погибли минимум 58 человек, пострадали около 200. Сообщалось, что у пострадавших идет слюна — это признак отравления химическими веществами.
Десятки любительских видео с места предполагаемой химической атаки сейчас доступны в интернете. Хотя подтвердить достоверность этих материалов не представляется возможным, они помогают воссоздать более полную картину того, что могло произойти на окраинах Дамаска в среду. Во-первых, стало понятно, когда именно произошла атака - глубокой ночью. Тела некоторых из погибших лежат в пижамах в подвальных укрытиях. Некоторые выжившие описывают, что их разбудили взрывы посреди ночи, когда они были в постели.
5 апреля Великобритания, США и Франция внесли на рассмотрение Совбеза проект резолюции, который осуждает использование химического оружия в Идлибе. Документ также содержит ряд требований к сирийским властям, в частности, предоставить экспертам ООН доступ к военным авиабазам. Российская сторона раскритиковала данный проект резолюции. Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков заявил, что документ «готовился в спешке и отличается крайней небрежностью». Замглавы МИД Геннадий Гатилов отметил, что Москва готова наложить вето.
Россия представила на рассмотрение Совета Безопасности ООН свой проект резолюции, сообщил пресс-секретарь постоянного представителя РФ при ООН Федор Стржижовский, передает ТАСС. «Мы предложили свой, по-деловому составленный короткий проект, нацеленный на реальное проведение расследования, а не на назначение виновных до того, как будут установлены факты», — уточнил Стржижовский.
Представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что видеозапись с задыхающимися мирными жителями Сирии может оказаться постановочной. Представитель Минобороны России Игорь Конашенков, в свою очередь, не стал подвергать сомнению видеозапись: «Симптомы пострадавших от отравления в Хан-Шейхуне на видеокадрах в соцсетях точно такие, какие были осенью прошлого года у пострадавших в городе Алеппо».
Президент США Дональд Трамп однако уже возложил ответственность за химическую атаку в Идлибе на официальный Дамаск. Он назвал произошедшее «оскорблением всего человечества», заявив, что атака не должна остаться безнаказанной. Трамп при этом назвал произошедшее «печальным днем для России», так как «Россия стоит вместе с Дамаском, а в данном случае вся информация указывает на то, что это сделала Сирия».
По поводу того, что реально могло произойти в Хан-Шейхуне есть несколько версий.
"Россия признала, что была атака с воздуха на некий объект, на котором находилось некое отравляющее вещество. Что именно за вещество - сказать пока не может никто, - пишет российский аналитики и спецималист по Ближнему Востоку Анатолий Несменя. - Называют и зарин, и хлор. Если речь идет о хлоре - атака могла быть произведена по обычному гражданскому складу, на котором он хранился - для обеззараживания воды, к примеру. Наши упирают на то, что речь идет именно об отравляющих веществах, которыми боевики снаряжали боеприпасы - но опять же, без расследования это лишь предположения. Не являюсь юристом по международному и военному праву, но мне кажется, что бомбардировка особо опасных объектов с угрозой заражения окружающей местности где-то очень близко рядом с понятием "военное преступление".
Второе. Нужно понимать, что понятие "сирийская армия" имеет крайне условный характер. Сирийской армии на самом деле нет. Есть просто разрозненные подразделения (включая и такие технологичные, как авиация), командование которыми имеет весьма автономный характер. Проще говоря - подчинение центральному командованию носит во многом условный характер. В этом смысле кто именно планировал атаку и в чьих интересах - вопрос открытый.
Третье. Так же нужно понимать, что на стороне Асада вообще воюет около 50 самых разных группировок, часть из которых отличается от террористов крайне условно. Скорее, просто потому, что их условились считать "хорошими парнями". В реальности многие из них точно такие же бандиты, что и те, с кем они воюют.
Четвертое. Сказанное выше дополняется "коммерческой" войной, когда командиры получают деньги за атаку определенного объекта в интересах тех или иных конкурентов. В принципе, нам это знакомо - в начале 90 на Кавказе тоже были бомбардировки "неопознанными" самолетами, которые в реальности выполняли такую же сугубо коммерческую работу в интересах тех, кто приносил деньги. Когда кормить семью нечем - присяга вспоминается гораздо слабее.
Пятое. В Сирии идет жесткая конкурентная борьба между Россией и Ираном за влияние на различные группы в окружении Асада. Пока по очкам ведет Россия, она же периодически втыкает шпильки и ножи в спину "партнеров" - скажем, старательно не замечает израильских бомбардировок "Хезболлы", что сильно напрягает иранцев. Естественно, что иранцы спят и видят, как создать русским проблемы. Совершенно нельзя исключать иранский "след" в произошедшем.
Еще важнее вопрос, чем закончится эта история. США и Великобритания заявили, что готовы действовать в обход решений Совбеза ООН, раз он не в состоянии выполнять свою основную функцию. Намек более чем прозрачен - речь идет о том, что Россия заблокировала резолюцию и предлагает новую, которая затягивает время. На что Запад категорически не согласен.
Ответ США и Великобритании может быть вполне однозначным - операция "возмездия", то есть, удар по Асаду. Здесь важно решение Трампа - точнее, насколько он будет готов к нему.
Неспособность России защитить Асада будет совершенно однозначно воспринята как политическое поражение Кремля.
Кремль может упереться - но тогда уже проблемы начнутся у Трампа. Он не сможет "отпустить" эту ситуацию - его просто сожрут свои. У Трампа и так много проблем с "другом Владимиром", чтобы к ним добавлять новые обвинения".