12 февраля 1988 года, ровно 28 лет назад, на Черном море произошел эпизод, который в нынешних условиях мог бы, пожалуй, привести и к боевым действиям. Но тогда советский флот мог себе позволить бросить вызов любому противнику. Случай этот достаточно известен, а вот что ему предшествовало и каковы были последствия – известно меньше.
Начать надо с юридических тонкостей морского права. СССР и США имели разные точки зрения на то, как проводить 12-мильную морскую границу государства. Американцы считали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.
При этом Конвенция ООН по морскому праву в исключительных случаях разрешала проход иностранных боевых кораблей через территориальные воды. Но при этом корабль обязывался не вести разведку, не поднимать в воздух самолеты и вертолеты, не проводить в это время учения.
С середины 1980-х американцы очень заинтерсовались южным побережьем Крыма. Помимо Севастополя тут находился наземный испытательный тренажёр корабельной авиации (НИТКА) в Саках, на котором осуществлялась подготовка лётчиков для строящегося авианосца «Леонид Брежнев» (ныне «Адмирал флота Кузнецов»). А в Форосе достраивался комплекс дач ЦК КПСС, оснащаемый системой правительственной связи.
И вот в марте 1986 года крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» залезли в советские территориальные воды у южного побережья Крыма на 6 миль. Причем радиолокационные станции были включены на полную мощность: то есть они нахально нарушали конвенцию, ведя разведку.
Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Чернавин после этого случая составил доклад, в котором предложил в подобной ситуации вытеснять корабли-нарушители из территориальных вод применяя любые нбоевые средства вплоть до навала бортом на них. Горбачёв одобрил идею, заодно порекомендовав при этом «подобрать корабли покрепче» и исключить жертвы среди личного состава.
В итоге неа флоты ушла специальная директива на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей.
И вот в начале февраля 1988 г. стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море старых знакомых - крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава 6-го флота США.
Руководство операцией по вытеснению было возложено на начальника штаба ЧФ вице-адмирала Селиванова (командующий был в Москве). Для этого выделили СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.
Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, отвернули на восток, перешли в район юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.
В 9.45 12 февраля командный пункт ЧФ получил доклад: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же».
В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.
В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и навалился на корму «Йорктауна» правым бортом. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку.
После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.
Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. Сторожевик разломал командирский катер кресера и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.
«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.
Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота.
После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.
После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности «за пассивные действия».
Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» — флагмана ЧФ СССР. Ныне он контр-адмирал.
После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу. 1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины. В мае 2005 года был выведен украинскими моряками из Севастополя и затоплен в Чёрном море.
«СКР-6» был списан в 1990 году.
[caption id="attachment_21318549" align="alignnone" width="2400"] СКР-9 наваливается на американский эсминец. [/caption]