"Действительно ли призывная армия способна только на то, чтобы поставить небоспособное "пушечное мясо", как утверждает Министерство обороны Латвии? Является ли восстановление всеобщего обязательного призыва в Латвии мечтой московских реваншистов? Ну, а какие ещё аргументы можно ожидать от министерства, одобрившего разве что только "пустынный" цвет полевой формы, - вопрошает латышей на страницах "Латвияс авизе" эстонец Прит Симсон.
Полностью профессиональные силы без значительных резервов — это модель так называемых экспедиционных армий. Эту систему могут позволить себе только крупные страны или страны, чьи соседи не представляют угрозы.
Латвия не соответствует ни одной из этих характеристик. Она не Англия, и не Словения. Профессиональные части хороши, но у них есть существенный недостаток - численность.
В XIX веке канцлер Германии Отто фон Бисмарк сказал: если бы британская армия (тогда - единственная профессиональная, на фоне призывных в остальной Европе) высадилась в Германии, он просто приказал бы начальнику местной полиции ее арестовать.
Государства, территория которых находится под сколь-нибудь реальной угрозой, обучают призывников, обеспечивая всеобщую подготовку населения. Им нужно действовать стремительно — ни у Израиля, ни у Южной Кореи нет пространства для стратегических маневров. Сопротивление должно быть оказано непосредственно на границе, ибо жизненно важные центры не удалены от нее на сколь-нибудь серьёзное расстояние.
Армии там призывные, ибо добровольцев не хватает. Противник их численно превосходит.
Обычно бригада численностью 3000–4000 человек способна удержать полосу фронта шириной 10-15 километров и развитие вооружения этот стандарт не изменило. Всеобщая угроза требует всеобщего ответа.
Пушечное мясо? Министерство обороны Латвии считает, что финские резервисты - это просто пушечное мясо? Но большинство экспертов высоко оценивает финских граждан — военных. В Эстонии армия также призывная, и если бы призыв был полным бредом, мы бы узнали об этом от наших профессиональных военных, которые все отслужили рядовыми. На недавних учениях "Siili" ("Еж") мы в течении нескольких дней мобилизовали более 13 000 военнослужащих.
Эстонские резервисты.
Созданная десять лет назад в Латвии система добровольной службы была создана в то время, когда любое вторжение с использованием обычного вооружения казалось почти невообразимым. В то время Россия сближалась с НАТО, главным приоритетом являлась борьба с терроризмом, казалось, что наступил "конец истории" и было неприлично сомневаться в действенности 5-й статьи договора НАТО.
Любые голоса, выражавшие противоположное мнение, вскорости окрестили "остатками холодной войны». Но следующие года доказали, что "инакомыслящие" правы.
В Эстонии грузино-российская война в 2008 году положила конец практически всем предложениям об отмене призыва. Однако Латвия не услышала призыв проснуться. Аннексия Крыма в 2014 году убедила Запад, что "мышление времен холодной войны", возможно, не так уж устарело. И удивительно, что Латвия сохраняет приверженность мышлению 2005 года.
Как дееспособный гражданин и резервист, я знаю, что я должен делать, когда моя страна находится в серьёзной опасности. Я приписан к воинской части и за мной закреплено оружие. Являюсь ли я пушечным мясом? Не знаю. Но я надеюсь сделать все возможное, и учения резервистов дают мне возможность совершенствоваться.
А что будете делать вы, большинство дееспособных латышей, если грянет кризис? Насколько я понимаю, лишь немногие из вас получили какую-либо военную подготовку. Будете зрителями?
Может, напишете какой-нибудь едкий комментарий в Facebook? Но почему американцы, британцы или даже эстонцы должны обеспечивать вашу независимость, если вы только и делаете, что пьёте кофе в модном кафе Риги во время войны?"