В ответ на серию публикаций о том, чем же отличается бизнес-климат в Эстонии и Латвии, в редакцию rus.db.lv пришло письмо от рижанки Елены Яковлевой, которая пять лет назад открыла свою фирму в Эстонии. Она рассказывает о cвоем личном опыте жизни в Таллинне и том, что отличает эстонцев от латвийцев.
"В Таллинн пять лет назад я уезжала по личным мотивам. - пишет она. - Сразу обратила внимание на то, что город хоть и меньше Риги, жизнь там более динамичная. Перед этим я, конечно же, много читала об Эстонии. Но несмотря на то, что в местных газетах пишут "о стагнации и застое в эстонской экономике", по сравнению с Латвией застоя там не ощущается.
Открывая фирму в Таллинне, как говорят, в омут с головой не кидалась. Я знакома с известными в Эстонии людьми, среди них юрист Айвар Лейсман, предприниматели Урмас Сырума и Владимир Паламар (строительство, инвестиции). Но сейчас я понимаю, что, даже если бы я приехала в Эстонию, не имея никаких знакомых, то смогла бы получить необходимые разъяснения на русском языке или на английском языке у местных консультантов.
Что меня особенно впечатлило? Рабочих рук и специалистов в Таллинне не хватает, и во многом поэтому в деловой среде нет хамства. К работникам относятся с уважением. Эстонцы более предприимчивые. В отличие от Латвии, они умеют быстро находить и осваивать средства из фондов Евросоюза и привлекать западных инвесторов. В отличие от Латвии, в Эстонии мало болтают и жалуются на обстоятельства, а действуют.
Я убедилась, что завод с нуля можно построить в течение года и запустить производство. Лишь бы найти сбыт продукции, что непросто, так как российский рынок, как в и Латвии, - на замке. "Бронзовая ночь" давно поставила крест на получении Эстонией любых экономических привилегий со стороны России. Так что российские санкции по отношению к Эстонии начались давно. Но там и не зацикливаются на каких-то конкретных рынках, потому что понимают, что это опасно.
Ситуация может поменяться в любой момент. Экспортеры получают поддержку из государственных структурных фондов, банковские кредиты с невысоким уровнем ставок (от шести процентов до восьми процентов годовых). Рабочая сила пока дешевая (относительно уровня зарплат в Финляндии и Швеции). При этом по латвийским меркам она вполне приличная. Скажем, подсобный рабочий в Таллинне получает в месяц до 1500 евро. Начинающий специалист в сфере IT - от 3000 евро.
Что важно, правительство в Эстонии не отмахивается от проблем простых людей. Если бы в Эстонии работающим людям начали угрожать, что "пенсию им не видать, как собственных ушей", то в этот же день, уверена, правительство бы извинилось и разъяснило ситуацию. В Эстонии странные политические игры и игры на нервах людей чреваты отставкой правительства. Например, в прошлом году бывшему премьеру Таави Рыйвасу парламент выразил недоверие за "неразумную налоговую политику и отсутствие стратегии активного развития экономики".
Премьера от отставки не спасли его заслуги - начало возведения забора на границе с Россией и увеличение военного бюджета (что у нас оправдывает хаос в экономике), понижение налога на рабочую силу, повышение детских пособий и пенсий. Последнее важно для страны, где население составляет примерно один миллион триста тысяч человек, из которых триста тысяч человек - пенсионеры. В прошлом году пенсия для тех, чей рабочий стаж составляет 44 года, увеличилась с 375 евро до 396 евро. Подоходным налогом не облагаются пенсии до 395 евро.
И об очень личном. В Латвии я работала в престижной фирме, которая, к сожалению, сменила собственника - шведского на латвийского, и компания стала разваливаться. "При шведах" я получала зарплату 800 евро - 1200 евро после уплаты налогов. "Свои" начали управление фирмой с сокращений работников по возрастному принципу. И меня внесли в список "стариков" - то есть тех, кому немного за сорок. Я не стала дожидаться "старости" в Латвии и уехала в Эстонию. Трудовое законодательство в Эстонии не допускает никакой дискриминации".
.