8 апреля 1940 года английский эсминец "Глоуворм "("Светлячок") принял свой последний бой. Это было настолько необычный поединок, что он заслуживает отдельного рассказа.
5 апреля 1940 года "Глоуворм" находился в составе отряда кораблей, прикрывавшего работы по постановки мин в норвежских водах (операция Wilfrid). 7 апреля, эсминец отделился от эскадры для поиска матроса упавшего за борт из-за сильной качки. Спустя некоторое время матрос в тяжелом состоянии был поднят на борт и передан в лазарет.
На следующее утро корабль шел на соединение с основной группой, погода портилась качка усиливалась. В 08:00 в сильном утреннем тумане Glowworm наткнулся на два немецких эсминца "Бернд фон Арним" и "Ханс Людеманн". Эти эсминцы были частью отряда, возглавляемого тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер": немцы начали вторжение с моря в Норвегию (операция Weserübung).
Немецкие корабли открыли огонь, однако несмотря на численное превосходство они были загружены десантными войсками и потому попытались уйти от англичанина, воспользовавшись штормовой погодой и начавшимся ливнем, сигнализируя на флагман об обнаружении врага. Командир английского эсминца капитан-лейтенант Джерард Руп догадывался что его заманивают к основным силам противника, но продолжил преследование, надеясь обнаружить и сообщить командованию состав и координаты сил вторжения.
"Глоуворм" кратко радировал адмиралу линкоре "Ринаун", о том, что он вступил в бой с двумя эсминцами неприятеля примерно в 150 милях юго-западнее Вест-фьорда. Через час с небольшим он передал другой радиосигнал, который внезапно оборвался без какого-либо намека на гибель корабля. Что же произошло?
Джерард Руп.
Спустя почти два часа после начала боя дождь внезапно прекратился и "Глоуворм" обнаружил немецкий крейсер "Адмирал Хиппер" всего в 9 километрах. Он радировал о координатах немцев и лег на обратный курс. В 09:50 крейсер открыл огонь главным калибром с дистанции 8 400 метров и четвертым залпом добился попадания.
Эсминец начал постановку дымовой завесы, пытаясь разорвать визуальный контакт, но немецким орудиям, наводившимся на цель с помощью радаров дым не мешал. Сильные волны не давали легкому эсминцу набрать скорость, в то же время тяжелый немецкий крейсер беспрепятственно нагонял противника.
Eдва "Глоуворм" вышел из дымовой завесы, он обнаружил тяжелый крейсер прямо перед собой, открыли огонь 10.5-см зенитные орудия крейсера. Вскоре один из снарядов попал в радиорубку, оборвав отправку радиограммы. Мостик и носовые орудия эсминца были уничтожены, кроме того были попадания в машинное отделение и в мачту.
Упав на палубу мачта замкнула проводку и включила корабельную сирену, вой которой прекратился только после затопления корабля. Ответный огонь с эсминца на этот момент был слабым и никем не корректировался — центральный артиллерийский пост был затоплен.
В 10:10 "Глоуворм" выпустил пять торпед с одной из установок, с дистанции 800 метров, но мины прошли мимо. Admiral Hipper весь бой шел носом строго на эсминец, уменьшая риск попадания торпедой.
"Хиппер" идет на эсминец.
Чтобы выиграть немного времени на подготовку второго аппарата к пуску торпед эсминец опять ушел в облако дыма, однако немецкий крейсер последовал за ним. Немецкие источники фиксируют только один торпедный залп. Англичане утверждают что эсминец разрядил оба торпедных аппарата. Так или иначе ни одна из торпед в том бою не достигла цели.
"Хиппер", пройдя сквозь дымовую завесу, обнаружил эсминец в нескольких сотнях метров, идущий на полной скорости прямо на него. На борту эсминца раздалась команда «Приготовиться к тарану!» Немецкий капитан Хельмут Хейе приказал совершить резкий поворот на правый борт, в попытке увести от удара борт. В результате "Глоуворм", потерявший к тому времени управление, врезался в борт крейсера в районе якорных клюзов. От удара нос эсминца смяло, а сам корабль протащило вдоль борта крейсера.
Миноносец потерял пары, лег в дрейф и стал набирать воду. На палубе бушевал сильный пожар, но несмотря на это "Глоуворм" сделал еще один залп из кормового орудия под командованием старшины Уолтера Скотта, добившись попадания с дистанции в 400 метров.
Капитан-лейтенант Руп приказал покинуть корабль, однако вскоре взорвались котлы, эсминец перевернулся и затонул. Капитан Хейе поставил немецкий крейсер так чтоб морским течением выживших моряков прибивало к кораблю. Несмотря на то, что почти весь экипаж крейсера участвовал в спасении выживших было немного, сильные волны и холодные северные воды не оставляли шансов. Многие схватившие веревки были слишком истощены чтобы держаться за них и тонули.
"Глоуворм" после опрокидывания.
Командир эсминца уже в воде помогал своим людям надеть спасательные жилеты. Когда его стали поднимать он сорвался и ушел под воду. Спасти удалось 31 английскому моряку, среди них был только один офицер, командир управления торпедным огнем лейтенант Роберт Ремси.
В результате боя Admiral Hipper получил небольшие повреждения, бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении почти четверти длины корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который вышел из строя. В нескольких местах крейсер получил пробоины, и до их ликвидации набрал 490 тонн воды, и потерял около 200 тонн нефти. Полученые повреждения не помешали кораблю выполнить задание, однако после этого понадобилось около трех недель ремонтных работ для их ликвидации.
Остается добавить, что этот эпизод войны в своей книге "Крейсер "Улисс" обыграл английскимй писатель Алистер Маклин. Всем её рекомендуем.