По приглашению фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге побывал знаменитый российский режиссер Андрей Звягинцев. Он представил рижанам свой новый фильм , который уже получил приз жюри в Каннах.
Буквально в день приезда режиссера в Ригу из Москвы пришло радостное известие: Оскаровский комитет России выдвинул фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Суббота» в числе первых поздравила режиссера с этим событием.
- Андрей, что для вас значит выдвижение на «Оскар»?
- Для меня это еще одно испытание на прочность, потому что выдвижение на «Оскар» тянет за собой дополнительную работу, ведь нужно сопровождать фильм, представлять его, показывать... Все это отдаляет запуск моей следующей картины.
Выход на экран любого фильма всегда влечет за собой два события. Одно дело сама картина, и совсем другое - ее жизнь. На первом этапе ты отдаешь все, что можешь, для того, чтобы кино получилось, состоялось, все остальное - химеры. Но когда у твоего фильма начинается жизнь, ты не можешь этому не радоваться.
Поэтому честно признаюсь: выдвижению своей картины на «Оскар» я рад - жеманность тут неуместна. Приятно, когда побеждаешь и получаешь признание. А будет приз или нет - это уже дело десятое.
- Ваш фильм «Левиафан» в свое время также выдвигался на «Оскар». Каковы впечатления?
- Я целый месяц мотался между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком, были встречи с киноакадемиками, волнения... Если фильм «Нелюбовь» войдет в шорт-лист, то все эти переживания повторятся. И волнение в том числе...
Семья в кризисе
- В центре всех ваших фильмов - семья. Причем семья в кризисе, переживающая травму. Может, в этом есть что-то автобиографическое?
- Не думаю. Да, мой отец ушел из семьи, когда мне было пять лет, но особых драматических воспоминаний на этот счет у меня нет, и фрейдистской травмы - тоже.
Для меня семья - это идеальная площадка, чтобы заглянуть внутрь человека. Дома он обнажается, выходит из укрытия, снимает маски, являя себя в гармоничных или уродливых отношениях с любимыми или нелюбимыми, детьми, родителями, внуками.
- В фильме «Нелюбовь» эти отношения обнажены до предела. Не каждый зритель готов воспринять такую откровенность и такую жестокую правду. Как вы относитесь к критике своих фильмов? Вас ведь не только хвалят...
- Да, есть зрители, которые недоумевают, зачем вообще нужно такое кино. Мол, мы и в жизни это видим. Я не раз слышал подобные претензии, и это побудило меня заглянуть в Instagram. Там я нашел более 6000 постов, связанных с «Нелюбовью». К моей радости, большинство из них, около 80 процентов, сводилось к сентенции: «Это кино обязательно к просмотру всем родителям».
Одна актриса прочла сценарий фильма «Нелюбовь» и потом рассказывала мне, что, перелистнув последнюю страницу, она кинулась в детскую, обняла свою двухлетнюю дочь, прижала ее к себе и прошептала: «Прости меня, прости!» Эта была та самая реакция, на которую я рассчитывал.
Снимая «Нелюбовь», я призываю к любви. Это тот самый сигнал, когда тетива натягивается, и стрела летит в обратном направлении. Я вижу, как многие зрители, выходя после просмотра фильма, первым делом звонят родным. Мне хочется, чтобы люди, посмотрев картину, обняли своих близких. Чтобы они получили какой-то урок, увидели свои ошибки.
- Вы верите в то, что кино может изменить людей?
- Человек инертен, малоподвижен. А инертность никогда не вытянет нас из болота. Нам кажется, что наша жизнь - пьеса, и все персонажи, которые нас окружают, просто плохо играют свои роли. «Вот бы поменять их местами! - думаем мы. - Тогда и жизнь станет совсем другой». Но это иллюзия!
Пока ты не изменишься сам, ты будешь играть ту же роль в той же пьесе, сколько бы ты ни менял в ней исполнителей вокруг себя. Этим внутренним изменениям можно помочь, кино способно стать их катализатором...
Найти живым!
- В фильме «Нелюбовь», пока родители заняты выяснением отношений, пропадает их сын. На экране появляются новые герои - спасатели-волонтеры. В своих интервью вы не раз говорили о том, что это и есть главный положительный герой в картине.
- В России есть такая поисковая команда «Лиза Алерт». Она была создана в 2010 году, когда летом в Орехово-Зуево пропала девочка Лиза. Ей было лет шесть или восемь, я цифры плохо запоминаю... Она пошла с тетей в лес за грибами и не вернулась. Родители забили тревогу. Люди вышли на поиски, стали прочесывать лес. Шесть или восемь суток искали. Нашли обеих мертвыми, девочка и тетя скончались от переохлаждения и обезвоживания.
Патологоанатомы потом сказали, что Лиза погибла буквально за восемь часов до того, как ее обнаружили... Григорий Сергеев, возглавлявший поиски девочки, был потрясен тем, что ему не хватило всего восьми часов, чтобы спасти Лизу, и создал волонтерскую организацию ее имени.
Сегодня она действует в 25 регионах России. Поисковики не принимают никакие деньги. Хотя многие родители найденных детей готовы отдать все что угодно в благодарность за их труд. Ребята могут взять только оборудование, необходимое в работе поиска людей. Это принципиальная позиция отряда.
В 2016 году в «Лизу Алерт» было 6150 обращений. 89 процентов детей удалось найти живыми. Остальные не найдены до сих пор. Можете представить масштабы социального бедствия?
Для съемок организация «Лиза Алерт» предоставила нам свой вагончик, консультировал фильм руководитель движения Григорий Сергеев.
- Название вашего фильма звучит как диагноз. Так что же случилось: любовь умерла? Или ее не было?
- Любовь была, есть и будет. И что, если не любовь живет в сердцах этих людей из «Лизы Алерт»? Прийти с работы, встать с дивана вечером, ночью, ранним утром, в любую погоду и идти прочесывать лес, подъезды, больницы... Искать чужого ребенка. Разве это не любовь?
Секретный сценарий
- По какому принципу вы подбираете актеров в свои фильмы?
- Ищу новые, незатертые лица. Кастинг обычно длится долго. У меня часто снимаются и непрофессиональные актеры, но серьезные роли я им не доверяю.
- Как вы нашли мальчика на исполнение роли в «Нелюбви»?
- Этот мальчик задает тон всей картине. Мы искали его с полгода, если не больше. Просмотрели более 250 детей, пока не остановились на семи. Из семи выбрали трех. Из трех - одного, Матвея Новикова. Он свободен, подвижен, очень разговорчив, из благополучной семьи, разводит дома муравьев в стеклянной коробочке. Работал как взрослый.
- В фильме «Нелюбовь» снимался наш латвийский актер Андрис Кейш. Почему вы его пригласили?
- Кейш показался мне органичным и содержательным. Я видел его в фильме «Кока-cool» на фестивале в Минске и сразу выделил. Подумал: «С ним надо что-то сообразить». Я приглашал Кейша еще в «Левиафан», но там оказался не его материал.
- Кейш рассказывал, что вы не даете актерам читать сценарий. Это правда?
- Правда. И это касается не только фильма «Нелюбовь». Актеры, которые играли в «Елене», тоже не знали всей истории. Мне это кажется принципиально важным.
У меня нет режиссерского образования, по образованию я актер и знаю, что театральный артист, который знает весь замысел, держит в уме всю перспективу, полный сценарий. А нужно сосредоточиться только на своем маленьком участке роли. Так легче войти в диалог, поймать ноту. У актера должна быть точная задача в рамках своего персонажа. Поэтому сценарий я даю читать только главному герою.
У Андриса было шесть или семь появлений в фильме. Фрагменты роли я ему давал. Все остальное - как в жизни. Мы сталкиваемся с обстоятельствами, не видя перспективы. Вот и в кино должно быть так же. Актеру нет никакой необходимости знать все...
Текст, который ранит
- Как вы выбираете сценарий?
- Очень просто. Я в него влюбляюсь. Если ты не влюблен, то нет смысла и браться. Текст должен тебя ранить.
Сегодня мы стали нечувствительными, равнодушными. Каждый сидит, уставившись в свой планшет или смартфон. Кто-то винит в этом гаджеты, но дело не в них. Они просто обнажили все, что всегда было в человеке: сосредоточенность на себе, эгоистичность, нежелание услышать друг друга. Мне хочется сказать: отложите гаджеты, поговорите с теми, кто с вами рядом!
- Что вы считаете высшим показателем успеха фильма?
- Когда фильм закончен, я делаю показ человек на 80. Приходит зритель. А ты сидишь в заднем ряду и чувствуешь, как рождается реакция на твое кино. Если к финалу в зале висит тугая тишина, значит, фильм пошел в жизнь...
- Вас наверняка не раз звали снимать кино за рубежом. Нет желания?
- Предложения были, эти возможности остаются и по сей день. Но я вижу свою жизнь в России. Тут мой дом, тут люди, говорящие на одном со мной языке, и я понимаю, какая реальность за всем этим стоит. Если случится так, что станет невозможно осуществлять здесь свои замыслы, заниматься кино, тогда и будем думать, что делать...
- Вы счастливый человек?
- Абсолютно!
Досье «Суботы»
Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Закончил актерский факультет новосибирского театрального училища, потом учился в ГИТИСе. Сыграл несколько небольших ролей в сериалах и кино («Горячев и другие», «Каменская. Смерть и немного любви», «Котенок», «Ширли-мырли»).
В 2000 году дебютировал в режиссуре, сняв несколько новелл для сериала «Черная комната». Полнометражный дебют Звягинцева «Возвращение» (2003) завоевал сразу двух «Золотых львов» Венецианского фестиваля, после чего получил еще 38 призов по всему миру.
Последующие фильмы («Изгнание», «Елена») также были удостоены престижных кинопризов. Предпоследняя работа «Левиафан» получила приз в Каннах за лучший сценарий и номинирована на «Оскар». Фильм «Нелюбовь» (2017) также выдвинут на «Оскар».
Женат. Есть восьмилетний сын Петр.
О чём фильм? Для тех, кто не видел картины
Фильм «Нелюбовь» рассказывает о современной московской семье, в которой супруги (Марьяна Спивак и Алексей Розин) собираются развестись, но не могут решить, с кем оставить сына Алешу (Матвей Новиков).
В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий они откровенно пренебрегают им, и мальчик, чувствуя свою абсолютную ненужность обоим родителям, после их очередной ссоры неожиданно исчезает...
Елена СМЕХОВА.
Критики о фильме
«Как и "Левиафан", "Нелюбовь" - это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны. Однако если «Левиафан» откровенно говорил о политике, то «Нелюбовь» фокусируется на более камерной истории, в то же время говоря о более глобальных проблемах...»
Стив ПОНД, The Wrap
«Из всех картин Звягинцева «Нелюбовь» самая горячая и самая удачная. Речь идет о ненависти, но направлена она отнюдь не на героев. Звягинцев остается минималистом, но больше не стремится к стилистической нейтральности: напротив, он пристрастен и яростен. Он ненавидит не людей, а точно зафиксированную им эмоцию бесполезности всех усилий, раздолбайства, бесприютности. Кто не понимает этой эмоции, тот не жил в России в ноябре...»
Дмитрий БЫКОВ, «Собеседник»
«Нелюбовь» затрагивает очень важную тему неравнодушия гражданского общества. Там, где бессильны люди в форме и отворачиваются родственники, активизируются волонтеры - люди, готовые днями и ночами в любую погоду помогать искать пропавшего подростка. Бескорыстно, бесплатно, по велению сердца.
Трагедия как катализатор объединения мощнее радости, но в мире, где жизнь давно перестала быть ценностью, помощь и солидарность в принципе кажутся чудом...»
Элеонора ПИОТРОВСКАЯ, «Культура»