Несмотря на пелену глобальной неопределенности и рисков, в прошлом году рост европейской экономики оказался мощнее, чем ожидалось. Сейчас настроение довольно хорошее и приводит к мысли, что и в следующем году рост мог бы быть довольно солидным. Но риски сохраняются – неясность в связи с осуществляемой Трампом политикой, выборы в Европе, влияние Brexit, геополитическая ситуация.
Европейский рост для Латвии означает растущие экспортные рынки, что в совокупности с более стремительным внедрением проектов освоения фондов Европейского союза и подъемом активности инвестиций будет способствовать росту экономики Латвии. Инвестиции вытянут из кризиса строительство, что приведет к образованию новых рабочих мест.
Безработица снизится, и давление на зарплаты усилится. Нижняя точка экономического роста уже пройдена, и в этом и следующем годах экономический рост составит около 3%, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. Однако мы можем и нам следует расти стремительнее.
Прошлогодняя экономическая немощь в очередной раз подтвердила, что без качественных улучшений рост будет вялым.
Активность в сфере высшего образования и установка правительства уже весной определить будущее налоговой политики позволяют надеяться, что лед потихоньку сдвинулся, но настоящий ледоход еще впереди.
Такие выводы приведены в свежем экономическом обзоре Swedbank, который сегодня представил главный экономист Swedbank в Латвии Мартиньш Казакс.
Мировая экономика растет, и не так плохо, как принято думать
Тень неопределенности на внешних рынках и впредь будет омрачать рост и мировой, и латвийской экономики. По-прежнему неизвестно, какую политику будет реализовывать новоизбранный президент США и как она повлияет на международную торговлю и политическую ситуацию.
Тревогу вызывают результаты ожидаемой череды выборов в странах Европы, что существенно для европейской стабильности.
Вероятность того, что в этом году санкции в отношении России будут уменьшены, выросла. Однако, скорее всего, даже если это произойдет, предпочтение будет отдано санкциям в отношении физических лиц, влияние которых на экономику несущественно.
Россия свои санкции против западных стран продлила до конца 2017 года, и вряд ли их отменит прежде, чем это сделают США и Европа. В этом году начнутся процесс по Brexit и переговоры по режиму торгового сотрудничества между Европейским союзом (ЕС) и Великобританией, которые покажут, насколько болезненным могло бы быть влияние Brexit. Однако, рост в Европе в прошлом году был неожиданно устойчивым и в конце года даже позитивно удивил. Ряд стран еврозоны, например, Германия, Италия, Испания и Финляндия, показал более мощный рост, чем ожидалось. Уровень безработицы падает, потребление растет, настроение домохозяйств и предприятий довольно хорошее. Индекс руководителей закупок показывает, что темпы роста в ближайшие месяцы могут еще ускориться. Поддержку росту окажут и стимулирующая монетарная политика и низкие процентные ставки Европейского центрального банка (ECB).
Рост экономики в еврозоне в следующем году обещает быть немного лучше, чем в прошлом. В свою очередь, долгосрочный (потенциальный) рост по-прежнему слабый. Низкий рост производительности труда, спад численности населения и стареющие общества ограничат рост в будущем.
С уменьшением негативного эффекта финансового кризиса постепенно уменьшится и поддержка монетарной политики. Федеральная резервная система (FRS) уже начала поднимать базовые ставки, и мы ожидаем, что в этом году FRS интервал базовой ставки на 25 базовых пунктов повысит дважды, а еще два раза – в следующем году. Если экономический рост еврозоны продолжится в соответствии с базовым сценарием и не будет политических потрясений, ECB мог бы начать существеннее уменьшать объем приобретения активов (количественное смягчение) уже осенью этого года или в начале следующего. В свою очередь, это могло бы прекратить наплыв новых денег в экономику во второй половине 2018 года, а это означает, что трехмесячная ставка EURIBOR могла бы приблизиться к нулю не ранее конца следующего года.
Для Латвии нижняя точка пройдена, экономика будет расти быстрее
Нижняя точка, или слабый рост ВВП в 0.3% в третьем квартале прошлого года – уже позади. На это указывают достижения розничной торговли, обрабатывающей промышленности, а также экспорта, которые улучшились в конце прошлого года. В минувшем году крупнейшей препоной на пути экономического развития был спад инвестиций, связанный с задержкой фондов ЕС, который привел к кризису в строительстве. Данные о количестве подписанных договоров проектов освоения фондов ЕС, а также прогноз расходов государственного бюджета, связанных с внедрением фондов ЕС, свидетельствуют, что инвестиционная активность в этом году значительно улучшится и вытянет из кризиса строительство. Это будет положительной новостью для рынка труда, поскольку поможет создавать новые рабочие места.
В Европе рост будет выше, чем ожидалось, и соответственно будет расти внешний спрос, что позволит наращивать экспорт и создаст спрос на работников экспортных отраслей.
Россия продолжит активнее использовать свои порты и уменьшать транзитные потоки через Латвию, однако это будет происходить медленнее, чем прогнозировалось ранее, поэтому и влияние на объемы транзита и количество занятых в отрасли будет менее болезненным.
Уровень безработицы в этом году снова будет снижаться стремительнее, и уже в 2018 году он спустится ниже 8%.
Разогревающийся рынок труда возобновит давление на зарплаты, которые будут расти стремительнее, чем в прошлом году – на 5.5–6.5% в этом и следующем годах. Инфляция вернулась, поэтому покупательная способность населения будет расти медленнее, чем зарплаты. Прирост цен в этом и следующих годах уже достигнет 2–2.5%. В сравнении с прошлым годом в этом и следующем годах темп роста ВВП будет почти в два раза больше. В этом году экономика покажет рост в 2.9%, а в 2018 году – в 3.1%.
Может показаться, что вдвое увеличенный рост – совсем неплохо, и мы можем быть удовлетворены успехами экономики, однако рост около 3% для Латвии недостаточный, он значительно отстает от пресловутой цели в 5%, которую при нынешней структурной политике и внешней среде в течение ближайшей пары лет невозможно достичь. С помощью кредитования можно кратковременно добиться более стремительного темпа роста.
Однако, несмотря на низкие процентные ставки, домохозяйства проявляют известную осторожность в плане взятия в долг, предприятия также не спешат с инвестициями. В свою очередь, кредитное предложение ограничивается существенной теневой экономикой. Выдача кредитов невозможна без потока легальных доходов.
Уменьшение теневой экономики – непременное направление, по которому следует двигаться, но этот процесс требует времени.
Одно лишь кредитование не сможет существенно наращивать и длительно удерживать более стремительный экономический рост. Не придуманы никакие новые лекарства для его обеспечения, все дороги ведут к качественным улучшениям в экономической среде. Вероятно, в этом году раскачались реформы в сфере высшего образования, весной ожидаются дискуссии о пересмотре налоговой политики. Без перемен не обойтись и в сфере здравоохранения, и после выборов в самоуправления, возможно, возобновятся дискуссии об административной реформе. Без осуществления реформ экономический рост будет медленным, что будет неизбежно поддерживать социальную неудовлетворенность.
А значит, единственный способ, как улучшить доходы и качество жизни населения, – улучшить экономику и производительность труда, даже если это болезненно. Наплыв фондов ЕС и более активное строительство могут скрыть эти проблемы, однако если ничего не делать, весьма скоро они снова вскроются.