В жизни всякого артиста - знаменитого и малоизвестного - есть страшные дни. Эти дни - новогодние, когда каждый артист в исступлении готов воскликнуть: "Эх, елки!"...
Судите сами: в то время когда нормальные люди нарезают салат к праздничному столу, а другие нарезаются сами по себе, господа артисты выходят на сцену в спектаклях, чтобы культурно обслужить культурную часть населения и подогреть ее перед встречей нового года.
Драма, начавшаяся для актеров вечером 31 декабря, переходит в трагедию 1 января, когда в утренних спектаклях они изображают всевозможных зверюшек, Аленушек-Ивануше
С помощью известных актеров и режиссеров мы решили перелистать страницы их новогодних приключений...
Актёр Лев Дуров: история 1-я
- В Колонном зале я работал на елке Медведем. Как сейчас помню, вместо Деда Мороза главным почему-то был Владимир Ильич Ленин. Снегурочка, значит, с подарками и зверюшками, а Ленин, стало быть, с добрыми идеями. И вот в конце каждого представления Снегурочка, обращаясь в зал, вызывала детей почитать стихи о Ленине.
Детишки выскакивали, разумеется, подготовленные, с которыми репетировали день и ночь. И вот однажды спецдетишки что-то замешкались, и Снегурочка взяла мальчика из первого ряда: он громче всех кричал "хочу!" и тянул руку. "Мальчик, ты будешь читать стихи о Ленине?" - "О Ленине, о Ленине!" - кричал мальчик, подпрыгивая от нетерпения. "Ну читай".
Мальчик встал посреди сцены и продекламировал: “По улице ходила большая крокодила...»
У директора Колонного зала, ответственных работников и у дедушки Ленина случился паралич. Мальчику в гробовой тишине всучили плюшевого медведя и усадили на место. Но самое страшное началось потом. Дядька, который привел мальчика на елку, стал делать вид, что это не его мальчик. А мальчик вдруг понял, что совершил страшное преступление.
На лице дядьки читалось, что он уже подбирает место своего будущего жительства: Колыму или Магадан. А мальчик, наверное, думал, где же он теперь окажется: в детдоме или в тюрьме для малолетних преступников...
История 2-я
- Когда я работал в детском театре, мы играли по десять елок в день. Сначала в родном театре, потом детский сад, из детского сада - в клуб Горбунова, оттуда - в клуб Зуева, оттуда - в Кремль и опять в детский сад. Пахота была чудовищная, но по тем временам только этим можно было подзаработать.
И вот в детском театре артист Молодцов на елке играл Петуха. У него были такие красные ноги с большими желтыми когтями. Ходить в этом наряде он не мог - передвигался по сцене прыжками. И вот однажды он чувствует, что опаздывает на кремлевскую елку. Тогда он решает не снимать петушиные ноги, надевает длинное пальто и из детского театра прыгает на улицу. Такси взять не может.
И тогда он скачет напрямик через Красную площадь, со стороны представляя собой диковинную картину: здоровенный мужик в длиннополом пальто скачет, как козел, и при этом с петушиными ногами. Как только он поравнялся с Мавзолеем, его вдруг схватили и через Спасские ворота куда-то поволокли. И стали обвинять в шпионаже (только шпионы пересекают границу на копытах!), устроили дознание.
Когда он объяснил, что бежит на елку в таком виде, ему, разумеется, не поверили, но все-таки решили позвать кого-то из артистов с кремлевской елки для опознания подозрительного Петуха. Пришел я, клялся-божился, что Молодцов никакой не шпион. Кажется, убедил.
Отпуская его, генерал сказал: «Хорошо, я верю, что он не шпион. Но того, что он бежал в куриных ногах мимо усыпальницы вождя мирового пролетариата, я ему простить не могу»...
Режиссёр Театра им. Моссовета Андрей Житинкин
- Первого января играют детский спектакль "Пчелка". Состояние артистов - эльфов и гномов - представить несложно. В середине спектакля есть мизансцена: гномы окружают умирающую Пчелку, и один из них говорит: "Давайте подышим на нее". Гномы согревают Пчелку своим дыханием, и она оживает. Понятно, что в новогоднее утро фраза "Давайте на нее подышим" приобретает сакраментальный смысл.
Героиня, на которую дышат гномы "после вчерашнего", не выдерживает и медленно отползает в кулису. Когда же один из гномов воскликнул: "Я все-таки должен подышать на нее!" - ей ничего не оставалось, как ответить с угрозой в голосе: "Я, между прочим, тоже могу подышать на тебя!"...
Актёр и поэт Александр Колмогоров
- К двухнедельным новогодним праздникам мой коллега Геннадий Бессонов относился серьезно. Забивал по пять елок в день в разных концах города. В тот год, о котором пойдет речь, он явно перестарался. В первых числах января подошел ко мне: "Слушай, Александр! Седьмого числа у меня шесть елок. На последнюю не успеваю. Доверяю тебе подарить праздник детям вот в этой славной организации..."
Седьмого января отыгрываю спектакли в ТЮЗе и еду на елку. Минут двадцать развлекает детей Снегурочка. Потом зовут меня. Выхожу. Поздравляю. Вожу хоровод под песню «В лесу родилась елочка». Допели. Дети и взрослые аплодируют. И вдруг слышу крики из фойе Дома культуры: "Через вьюги и метели сани белые летели!.."
Этот напевный ликующий голос не спутаешь ни с каким другим. Генаша, вдохновенно горланя, идет в массы. Он не видит меня: я стою по другую сторону елки. Дети растерянно, а взрослые с улыбкой глядят на это раздвоение личности зимнего волшебника.
"Мчал из леса Дед Мороз! Елку вез, подарки вез!.." - объясняет народу Гена.
Наконец он огибает елку. Видит меня. На секунду его радостный взгляд окисляется: он понимает, что чужой на этом конкретном празднике. Но только на секунду! Раскинув руки, коллега идет ко мне. И растроганно восклицает: "Здорово, братан!.."
В этот момент мне тоже хочется ему очень многое сказать. Но он крепко обнимает меня и говорит на ухо: "Вот (тут последовала ненормативная лексика!) забыл. Ухожу. Продолжай".
Генаша отталкивает меня к елке. Весело машет народу красной рукавицей. Уходить молча - не в его стиле. Он напутствует зайчиков, снежинок и буратин: "Дорогие детки! Любите мам и пап! Не хулиганьте! Веселитесь с моим братишкой!.."
Ольга СТОПИНСКАЯ.