"Полгода назад общество всколыхнули результаты тестов, свидетельствующие о плохом уровне знаний выпускников. Они плохо сдали выпускные экзамены по истории и математике, позже мы утешались мыслью - ничего, зато у латышей рождаются очень музыкально одаренные дети, - сетует Эгил Лицитис в "Латвияс авизе".
Передовики на ниве образования ещё находились в трауре по поводу плохих результатов экзаменов, и не развеялись гнев, печаль и возмущение тем, что в будущем Латвию успех не ждёт, как последовал новый удар. После сравнения результатов наших школьников и школьников из других стран, выяснилось, что результаты тестов пятнадцатилетних подростков упали ниже среднего уровня.
Даже румыны умнее, а маленькие китайцы быстрее читают иероглифы, нежели латышские малыши - азбуку.
Ну, неприятная перспектива, но разве подростки виноваты в том, что на лбу Латвийской республики красуется пятно позора? Дело здесь отнюдь не в том, что подростки не хотят учиться.
Стоит ли жаловаться, что школьники не читают книг, если у тех из них, кто на переменах погружается в томик Горация и «Биографии» Плутарха, силой вырывают художественную литературу из рук, объявляя, что будущее принадлежит повсеместной компьютеризации школ!
Четыре миллиарда людей в мире вообще не пользуются Интернетом, и они счастливо дожили до глубокой старости. В отличие от этого, в Латвии Google - единственный ресурс, колодец, из которого черпают знания по истории, географии, химии и другим предметам. Как бы теперь завучи ни заламывали руки, этот факт приковал мелких к компьютерам и привёл к тому, что поколение зрителей MTV, щёлкающее клавиатурой и вооружённое айфонами, не читало Национальный план развития и не знает, кто такой Галилео Галилей.
Во-вторых, даже люди, не наделённые феноменальной памятью, запомнили, что все сменившиеся у нас правительства, положа руку на сердце, клялись, что образованию дают приоритет. Министрами образования назначали чуть ли не маньяков, которые упорно хотели сломать существующие конструкции и для которых перемены были вопросом жизни и смерти.
Немолодой контингент учителей напрасно исписывал мел в попытке научить школьников хоть чему-то, как пришло новое распоряжение Министерства образования о том, что старая методика и программа ни на что не годятся, Земля все же не круглая.
В-третьих, любой заметил, что уровень оценок ухудшался стремительнее после того, как в школьных столовых запретили продавать булочки, столь необходимы для растущего организма.
Могли ли школьники противостоять отдающей приказы административной системе? Наши наследники не ослы, которые вырастут бродягами или депутатами, а невинные жертвы системы, с подавленной жаждой света знаний. Поэтому уйти в отставку должны не короли двоек, а всенародная «бабушка» (Л. Страуюма - прим.ред.), которая не предупредила о пагубном влиянии на молодёжь. И предки, мечтавшие о том, что отпрыск, бредущий сегодня с тяжёлым ранцем из школы, завтра станет интеллектуальным мыслителем, военачальником, послом, олигархом или учёным.
Ни один родительский комитет не беспокоился по поводу того, что реформаторы используют малолетних в качестве подопытных кроликов.
Если дети плохо учатся, то преподавателям надо не уменьшать, а увеличивать зарплаты. Провалившим экзамен Илзе Винькеле, председательнице Комиссии Сейма по вопросам образования, и министру Шадурскису надо подать в отставку. Под вопросом правительство, не принявшее решение об отмене травмирующих детей домашних заданий. И когда масса народа кричит - распустить Сейм! - следует признать, что это - педагогический инструмент в отношении тех, кто несёт ответственность за плохие показатели."