По–моему, в экономике самые ценные люди — это те, которые сумели наладить свое дело не для производства денег из денег или воздуха, а для производства необходимых и полезных вещей. Тем более если это люди современные, способные применять в своем деле новые решения и современные технологии.
Я был очень рад этим летом в Межвиды познакомится с членом правления ООО "Логистика латгальских овощей" Эдгаром РОМАНОВСКИСОМ. Он считает, что единственная возможность и для страны, и для предпринимателей
— Кто вы сами в реальной латгальской среде — хозяин обстоятельств или их слуга?
— В чем–то — хозяин, в чем–то — слуга. Возможно, то, чем мы здесь, в Межвиды занимаемся, несколько нетипично. Но первое, что мне бы хотелось увидеть в отношении творцов нашей политики к хозяйственной среде, — это желание понять и углубиться в суть вещей. Неважно, является ли это производством возобнавляемой энергии, сельским хозяйством или машиностроением… Понимание и реальную заинтересованнос
Речь не о сельском хозяйстве или энергетике врозь, отдельно. Речь идет о нашей, как государства, о нашей, как предпринимателей
— Мы только что посетили ваше предприятие. Это было что–то вроде смотра современных технологий, обеспечивающих весь цикл производства…
— Овощи и фрукты — это само по себе трудное и ответственное дело. А тут еще прибавляется давление импорта. Продукция, которую мы выращиваем, требует еще и быстрого действия. Ты не можешь ее долго хранить и реализовать, когда цена будет получше. И если ты должен быть в центре логистики "Рими", что на улице Деглава в Риге, в десять вечера, а заказ получен в одиннадцать утра, то ты обязан продукцию качественно убрать, упаковать, наклеить все коды и быть в Риге на улице Деглава точно в десять вечера. Вот это и определяет курс на модернизацию, на новые технологии.
— Вернемся к пониманию. Например, почему власти не добились, чтобы предприятия вашего профиля тоже могли получать прямые платежи?
— Да, согласно европейскому договору, тепличной отрасли эти платежи не положены. Я полагаю, что тут постарались наши заграничные коллеги. Нас призывают к честной, либеральной экономике, призывают тружеников сельского хозяйства освободиться от обманчивой надежности дотаций и смело кинуться в просторные воды свободного рынка… Если бы то же самое делали в Западной Европе (хотя бы в Испании, Голландии), все было бы по–честному. Но там поддержка косвенным путем все–таки доступна (в виде банковских кредитов с пониженными ставками, в виде государственных гарантий, представляемых конкретной отрасли, и т. д.). Мы, конечно, благодарны за возможность использовать (претендовать на) поддержку первичных инвестиций, администрировани
Если же говорить о поддержке, которая выгодна и государству, то среди реальных и наиболее эффективных инструментов можно назвать предложенные Фондом развития села государственные гарантии. Как по части реализации новых проектов, так и касательно оборотных средств. С их помощью можно было хотя бы частично компенсировать зачастую катастрофическую нехватку собственных средств. Остальным отраслям очень эффективную поддержку оказывало Латвийское гарантийное агентство. Его услуги, которыми пользовались и мы, позволили нам начать осуществление проекта электростанции на базе когенерации биомассы. Государство благодаря нашим платежам в течение пяти лет заработало 50 000 евро. К сожалению, два года назад по предложению тогдашнего руководства Министерства экономики (МЭ) было запрещено давать государственные гарантии проектам, которые связаны с использованием местной энергии. Тем самым приравняв эти проекты к азартным играм или производству оружия. Мягко говоря, странное решение.
— Правда ли, что наиболее равнодушно политики Латвии относятся как раз к начальному этапу предпринимательс
— Наивно полагать, что как только кто–то учредит предприятие, так моментально станет зарабатывать. Что все будет спориться, что государство получит большие налоги. Сначала, чтобы попасть на рынок, чтобы укрепить на нем свои позиции, чтобы продвинуть свой продукт, придется пройти весьма тернистый путь, накопить знания, набить сотню шишек. Кровообращением предприятия являются финансы. Чтобы добраться до удачи, надо вкладывать. На этом этапе предприятию необходимы средства, достаточные для роста, укрепления, удачного оперирования на рынках. У нас же получается, что ты обязан быть удачлив уже с самого начала. Еще не имея развития, не имея своего места на рынке.
— Что определило то, что вы поднялись?
— Думаю, что мы находимся лишь в пути. Хотя преодолены очень многие трудности, для "истории успеха" надо сделать еще очень много. Мы нетипичное предприятие. По части технологии мы делали вещи выше среднего. Мы доказали, что внедрить новые технологии возможно. Однако новые технологии сами по себе не панацея. Надо работать, надо уметь… Это образование. Это сумма факторов. Включая понимание.
— Вы производите чистый продукт. Признан ли он?
— Сейчас, поддерживаемые сельскохозяйстве
Думаю, что местные самоуправления (по крайней мере малые) сейчас стали относиться к предпринимателям более благосклонно. Мы довольны сотрудничеством с самоуправлением Карсавского края. Также большое спасибо Латгальскому региону планирования.
— Что определило вашу привязанность к возобновляемой энергии?
— Четкое видение того, как отрасли могут дополнить друг друга. Я считаю, что предпринятый семь–восемь лет назад курс на поддержку и использование возобновляемой энергии был совершенно правильным и соответствующим латвийской ситуации. Ситуации в регионах.
Если мы, используя древесину, производим энергию, то этой энергией мы можем обеспечить сельскохозяйстве
Да, производство возобновляемой энергии получает поддержку. Но через эту поддержку фактически компенсируется то, что поддержку не получает вторая отрасль. Это мы заявляем тогда, когда звучат упреки в чрезмерном субсидировании. Тем более в последние годы возобновляемая энергия рассматривалась как некое зло. Как обуза. Нас косвенно упрекали: вы все это строите, чтобы получить поддержку за "зеленую" энергию. Нет, мы это строили как рассчитанную на долгий срок технологическую единицу. Чтобы она могла своей произведенной продукцией обеспечить качественное выращивание, переработку помидоров и другой сельскохозяйстве
Сейчас мы помогаем коллегам в Межвиды создать теплицу для зимней клубники. Вместе с вузом Резекне мы основали Центр технологии биомассы, который занимается практическими научными исследованиями ради более эффективного использования биомассы в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве. Межвиды также выступили инициатором создания кооперативного общества сельскохозяйстве
— Однако немалое число людей все–таки ропщет на то, что закупочная компонента собирается расти.
— Я, участвуя также и в работе Федерации возобновляемой энергии, считаю: следует больше разъяснять, что реально дает возобновляемая энергия. Что бы стало, если бы у нас не было этого производства? Сами по себе теплицы не могли бы существовать. Да, можно сказать: постройте котельную, используйте природный газ… Но мы производим энергию из малоценной древесины, из древесного газа. Это сложный технологический процесс, но на данный момент это самое эффективное использование древесины. А еще говорят: ресурсы следует тратить бережливо! А чего же мы пытаемся добиться?! Получить из одной единицы сырья по возможности больше энергии и чтобы она по возможности более разнообразно использовалась. Не просто взять, засунуть в печку и сжечь.
Слышны также упреки в том, что производители "зеленой" энергии топят металлообработку
Мы все время пытаемся что–то противопоставить
Мы ни в коем случае не беремся утверждать, что все электроснабжение можно обеспечить, используя только местные ресурсы: древесину или биогаз. Но мы считаем, что и у местных ресурсов есть свое место. Особенно в регионах, особенно в сотрудничестве с другими отраслями.
Я считаю, что все еще расхожее мнение, будто "зеленая" энергия — это головная боль, в значительной мере возникло от невникания в приобретения и затраты. Что для нас важно? Регионы, демография, занятость. А также конкурентоспособ
Пока что мы даже не требуем увеличить поддержку. Но хотим, чтобы дела стабилизировалис
— Что вы делаете со своей электроэнергией?
— Сейчас все электричество продается Enerģijas publiskais tirgotājs. Дочернему предприятию "Латвэнерго". Использование электричества для собственных нужд — это следующий шаг, который мы в перспективе дальнейшего развития не исключаем.
Но для наших предприятий, которые работают, используя новые технологии, очень важны надежность и качество подключения электричества. Пока что они весьма заметно прихрамывают. Прошлой зимой в теплицах несколько раз возникла критическая ситуация, причиной которой были разрывы проводов в воздушных линиях. Кроме того, существующие мощности подключения недостаточны для строительства новых теплиц. Выходом было бы строительство кабельной линии от карсавской подстанции до Межвиды. Мы спроектировали эту линию своими силами и очень надеемся, что еще в этом году с помощью новой программы поддержки проектов инфраструктуры (еще ее называют программой спасения Латгалии) Министерства регионального развития и среды сможем ее построить.
Сейчас "Распределительн
— Хорошо, а что именно следует поменять в отношении, в политике, чтобы производство возобновляемой энергии развивалось и чтобы ее не воспринимали как головную боль?
— На данный момент самое важное то, что нет новых проектов, а существующие поставлены на грань неплатежеспособн
Конституционный суд подтвердил соответствие применения налога на субсидированную энергию. Уж извините, но я считаю это юридически не очень обоснованным решением. Это подтверждает отдельное мнение по этому делу двух судей суда Сатверсме — Каспарса Балодиса и Саниты Осиповой. Потому что обложение налогом происходило не путем дискуссий с отраслью, без реальных изменений в механизме поддержки, а, можно сказать, путем надувательства. Что это значит для нас? Хотя многие все еще считают, что благодаря объему поддержки возобновляемая энергия — золотое дно, те 10 или 5 (как в нашем случае) процентов налога заставляют нас балансировать на грани рентабельности, а то и неплатежеспособн
Многие производители уже находятся в опасной близости от этой грани. Мы очень довольны тем, что обе ведущие сельскохозяйстве
— Как вы, хозяйственник, считаете, имеется ли в Латвии адекватная региональная политика?
— Мы видим, что в региональном масштабе кое–что делается. Я считаю, что надо делать быстрее и последовательнее
Имеются существенные различия между центром, между большими самоуправлениями и малыми, которым не хватает потенциала. Единственным их шансом является возможность добиться, чтобы там был сильный предприниматель, сильный сельскохозяйстве
Но чтобы предприниматель там был, необходимо сотрудничество всех, кто находится в регионе: учебных заведений, предпринимателей