Утром 14 июня 1971 года произошло одно из самых кровавых событий в послевоенной истории Краснодара. В тот понедельник примерно в 8:30 на улице Тургенева вспыхнул как спичка рейсовый автобус «ЛАЗ», следовавший по маршруту №1 «Герцена - Радиозавод». Причиной пожара стал мощный взрыв, от которого огромную махину подбросило в воздух. Он повалил растущие вокруг деревья и повредил ближайшие дома. Только по счастливой случайности на улице никто не пострадал. А внутри салона, где было под сотню пассажиров, творился настоящий ад.
Случайные очевидцы трагедии с ужасом наблюдали за полыхающим пламенем, из эпицентра которого доносились крики и стоны. Казалось, что все уцелевшие люди просто сгорят заживо, потому что от взрыва заклинило двери автобуса. Но вовремя среагировал его водитель Анатолий Поберий, не получивший значительных ранений. Несмотря на сильный жар, он сумел быстро открыть заклинившие двери и разбить окна. Благодаря этому большинство пассажиров сумели сбежать из огненного плена. Но некоторые не смогли выбраться из-за тяжёлых травм. В итоге пять человек погибли на месте и ещё столько же умерли в больнице. Кроме того, многие пассажиры получили ранения и ожоги, в том числе очень тяжёлые.
В первые минуты после случившегося сама собой напрашивалась версия о несчастном случае из-за технической неисправности, ведь в то время никто не думал о терактах. Но вскоре стало ясно, что автобус взлетел на воздух не случайно. На месте происшествия были разбросаны фрагменты самодельного взрывного устройства. Хорошо уцелели детали часового механизма, которым послужил обычный будильник. Также нашли горловину от огнетушителя с торчащими проводами, позволившую сделать вывод о том, что оболочкой для самодельной бомбы стал пустой металлический баллон. Кроме того, всё вокруг было усеяно поражающими элементами. Шарики от подшипников и гвозди вынимали даже из ближайших заборов.
Собранные улики и повреждения транспортного средства позволили точно установить техническую сторону трагедии. Элементы взрывного устройства пробили бензобак, в результате чего мгновенно вспыхнул сильный пожар. Но самую важную часть страшной мозаики помогли восстановить выжившие пассажиры. Они рассказали о подозрительном невысоком мужчине с надвинутой на глаза кепкой, который ехал тем утром в автобусе. Он вошёл в салон с большим чёрным чемоданом, но уже на следующей остановке вышел с пустыми руками. Его хорошо запомнили, поскольку незнакомец очень спешил покинуть автобус и бесцеремонно расталкивал людей локтями. А всего через пару минут после этого прогремел взрыв.
Странный доктор
На начальном этапе расследования, которое взяло под контроль руководство КПСС, рассматривались все возможные мотивы преступления. Например, была версия, что его мог организовать кто-то из работников автоколонны ради мести начальству. Также отрабатывали гипотезу о том, что взрыв был направлен против конкретного пассажира. В числе погибших оказался начальник следственного отдела прокуратуры Краснодарского края, а у таких людей всегда хватает недругов в криминальном мире. Ещё одно направление поисков было связано с бывшими военнослужащими, имевшими дело с взрывчаткой. Но все эти версии оказались ошибочными.
Выйти на след преступника помогла информация о событии, произошедшем за полгода до теракта. В январе 1971-го на двери квартиры заведующего кафедрой психиатрии Кубанского мединститута Николая Хромова установили самодельное взрывное устройство. Та бомба тоже состояла из корпуса огнетушителя, но вместо часового механизма был использован обычный утюг, служивший противовесом. При нарушении баланса должен был раздаться взрыв, предотвращённый лишь по счастливой случайности. Кто-то вовремя увидел на двери в подъезде подозрительное устройство и вызвал сотрудников милиции. Вот только дело спустили на тормозах, возможно, чтобы не портить статистику. Люди в погонах списали всё на хулиганство и не стали искать минёра, а само взрывное устройство просто выбросили в реку Кубань. Впоследствии один из милиционеров был за это осуждён.
Пётр Волынский. Фото: Кадр из видео/ Кадр из видео
Профессор Хромов сразу заподозрил в попытке покушения на себя старого знакомого. Его же он узнал на фотороботе, составленном со слов пассажиров автобуса. Так и выяснилось, что теракт устроил 31-летний краснодарец Пётр Волынский. Он впервые попал в поле зрения правоохранителей ещё во время учёбы в Кубанском мединституте. Студент Волынский сдавал комнату в своей двушке и по случайному совпадению его квартирантом стал приезжий сотрудник КГБ Кирилл Чередниченко. Бдительный чекист заметил странности в поведении парня и на всякий случай сообщил об этом коллегам. В частности он рассказал, что Волынский развешивал у себя за окном алюминиевые тарелки, называя их сигнализацией на случай вторжения грабителей. И это притом, что он жил на пятом этаже, куда залезть довольно сложно.
Когда в мединститут сообщили из КГБ о неадекватном поведении студента, зав кафедрой психиатрии вуза Николай Хромов просто провёл с Волынским профилактическую беседу. Скорее всего, к нему отнеслись очень снисходительно, потому что он был сиротой и ребёнком войны. В итоге Пётр доучился и в 1968 году пошёл работать врачом-терапевтом. Но его карьера в больницах не клеилась. Он не устраивал ни начальство, ни пациентов. Стали поступать жалобы о том, что молодой доктор прижигает своим больным пальцы спиртовкой. В итоге Николай Хромов поставил Петру Волынскому диагноз «шизофрения» и ему запретили лечить людей. Дипломированному врачу пришлось трудиться подсобником на стройках и грузчиком на заводе. После этого он и захотел отомстить Николаю Хромову. Но главная беда была в том, что корни ненависти Волынского уходили гораздо глубже.
«Длинные твари должны умереть»
Как только Петра Волынского заподозрили в совершении теракта, у него дома провели негласный обыск без свидетелей и протокола. Опытные сыщики были поражены: квартира напоминала фабрику по изготовлению недорогих самодельных бомб. Как тогда прикинули, их бы хватило для взрыва целой многоэтажки. В жилище нашли металлические баллоны, порох, подшипники, часовые механизмы, литературу по взрывному делу и чертежи. Но не только эти вещи заинтересовали стражей порядка в квартире Волынского. Их внимание также привлёк портрет Наполеона в одной из комнат, на котором от руки был написан рост знаменитого императора Франции - «157 см». А рядом с изображением воинственного коротышки висело фото самого Волынского с надписью «Мне можно всё». Эти артефакты указывали на мотивы краснодарского террориста.
Рост Волынского остановился на отметке чуть больше 160 сантиметров, из-за чего у него стал развиваться комплекс неполноценности. Ему казалось, что окружающие принижают его способности, косо смотрят. А потом у краснодарского сироты окончательно поехала крыша, и он стал считать всех людей обычного роста своими врагами. В голове родилась теория мирового заговора, организованного с целью притеснения и уничтожения низкорослых людей. Волынский считал, что именно против них направлены идущие в мире войны, что их отлавливают, помещают в тайные лаборатории и даже кастрируют. Он решил защищаться, и так в больном сознании Волынского родилась идея стать во главе движения сопротивления.
«Примерно в 1967 году у меня возникла мысль создать партию нового типа под названием «Лига защиты низкорослых людей», которая возглавила бы мероприятия по спасению низкорослых людей от стерилизации и истребления в СССР и других странах мира», - писал в своём дневнике Волынский, вначале допускавший возможность мирного решения проблемы. - «Лига» будет просить ЦК КПСС произвести перепись всего низкорослого населения в СССР, вычислить его процентный состав, выделить часть территории СССР соответственно численности низкорослого населения, пригодную для трудовой жизнедеятельности этих людей, выселить с этой территории все высокорослое население и заселить низкорослыми людьми».
Мы будем убивать снова и снова пока мою власть и власть «Лиги» не признают все вокруг.
Но потом риторика изменилась: «Мне можно всё. Ведь такие, как я – уникальные люди. Эти длинные твари должны умереть в страшных мучениях, чтобы нам стало легче жить», - писал он. - «Такова главная цель моей «Лиги». Это станет для всех уроком. Они узнают, что шутить с нами нельзя. Мы будем убивать снова и снова пока мою власть и власть «Лиги» не признают все вокруг». Автор этих тезисов не скрывал от окружающих своих планов и даже открыто вербовал сторонников на улицах Краснодара. Ему удалось найти несколько сочувствующих людей, но все они быстро ретировались, понимая безумие лидера «Лиги». В конце концов, он решил действовать сам. Взрыв автобуса мог стать не единственным терактом. Волынский также пытался пронести бомбу в кинотеатр «Аврора», где в тот момент находились чиновники. Но билетерша отказалась пустить его в зал без пригласительного билета.
Волынского задержали через пару дней после теракта возле вокзала «Краснодар-1». К тому моменту за ним постоянно велась слежка. Он во всём сознался и упорно гнул свою линию про притеснение низкорослых людей высокими. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в закрытое медучреждение до конца жизни.
"Аргументы и факты".