Она отметила, что весной этого года вопрос оплаты труда сотрудников Таможенного управления СГД стал особенно актуальным - 19 апреля правительство утвердило указ об укреплении внутренней безопасности, в котором упоминались полицейские, пограничники и другие сотрудники министерства внутренних дел.
"Конечно, все умеют считать, и те же таможенники сразу видят, что у пограничников, с которыми они работают бок о бок на границе, зарплата будет гораздо выше. Со следующего года брутто-зарплата пограничников составит около 1200 евро, мы остановились на 866 евро. Конечно, я не знаю, как Государственная пограничная охрана будет использовать эти средства, но в нашем случае даже опытный таможенник не сможет достичь того уровня зарплаты, который запланирован для пограничников", - пояснил Яунземе.
Она добавила, что СГД в целом начинает более широко смотреть на то, что происходит со ставками заработной платы. Яунземе подчеркнула, что СГД набирает не государственных служащих, а налоговых консультантов, финансистов, юристов и представителей других профессий. Все эти должности имеют аналоги в частном бизнесе. Сравнив зарплаты, в СГД также обнаружили, что существует огромная разница в зарплатах для таких должностей, как финансовый аналитик или юрист.
"Мы также хорошо знаем, что наши сотрудники уходят в аудиторские фирмы, в налоговые консультации, которые могут предложить совершенно другой уровень зарплаты. Я даже не собираюсь говорить о зарплатах, которые банки предлагают экономистам. Я также не буду скрывать, что если раньше у нас было больше претендентов на вакантные должности, то теперь люди смотрят на то, сколько им будут платить, и говорят "спасибо". Сейчас у нас два претендента на одну должность, а вакансии простаивают", - сказал Яунземе.
Глава СГД сообщила, что среднегодовая текучка кадров в СГД составляет более 10%, а в секторе ИТ - 26%, что по сути означает уход одного отдела. В настоящее время СГД проводит 162 конкурса на имеющиеся вакансии, и Яунземе уже поняла, что, скорее всего, не все вакансии будут заполнены. Даже если есть заявка на вакансию, следует помнить, что SRS все равно проверяет репутацию, и человек, которому мы можем предложить 720 евро на бумаге, все равно должен соответствовать строгим критериям.
"Потом, например, человек приходит устраиваться на должность таможенника и узнает, что за эту зарплату ему придется работать по скользящему графику, в снег и дождь. Очень часто через две недели он понимает, что это того не стоит, и уходит в отставку", - говорит Яунземе.
Что касается налоговой службы, то СГД имеет несколько сотен служб, одной из которых является консультирование по телефону. Всего в год проводилось 636 000 таких консультаций, в которых участвовало около 30 сотрудников. Это 3 000-4 000 звонков в день, и ни тема, ни клиенты не являются простыми. Яунземе пояснил, что это означает работу без перерыва и, например, сверхурочную работу в течение нескольких месяцев подряд при подаче декларации о доходах. Яунземе добавила, что существуют также колл-центры в частном бизнесе, которые платят на 200-300 евро больше.
На вопрос, сколько денег нужно СГД для повышения заработной платы, Яунземе ответила, что есть программа-минимум и программа-максимум. Минимум составляет около шести миллионов евро, максимум - 30 миллионов евро.
"Хотя и это не решит проблем с айтишниками, но это была бы хотя бы средняя зарплата в экономике. Но больших надежд на это нет, поэтому надеемся на улучшения хотя бы на нижнем уровне ", - сказала Яунземе.
В прошлом году СГД потребовала от Минфина 8 млн евро, но выделили лишь 2,5 млн, объяснив это тем, что нужно повышать зарплаты полицейским.
"Главное, что мы хотели бы получить, - это дополнительное финансирование для таможни, если важна внутренняя безопасность", - сказала Яунземе.