Премьерский Союз «зеленых» и крестьян (СЗК) в 2016 году принял крупное пожертвование от совладельца банка ABLV Олега Филя. Лидер парламентской фракции СЗК Аугуст Бригманис заявил, что на тот момент ничто не указывало, что с банком что-то неладно. «Детектор лжи» проверил это утверждение и пришел к выводу, что оно не соответствует истине, пишет Rus.lsm.lv.
«В 2016 году никакой даже тени подозрений ни относительно их лично, ни относительно возглавляемого ими банка не было» - так Бригманис 14 февраля объяснил LTV, почему партия приняла пожертвование в 15 тысяч евро от одного из совладельцев банка ABLV Олега Филя.
LTV в этом же сюжете напомнило, что крупные пожертвования от представителей отрасли зачастую идут рука об руку с влиянием на принятие политических решений.
От совладельцев и должностных лиц ABLV таковые приняли несколько активных в данный момент в политике партий — помимо СЗК, также оппозиционное в Сейме, но правящее в Риге «Согласие», правящее «Единство» и правящая в Риге и не представленное в Сейме «Честь служить Риге».
Однако сказанное Бригманисом действительности не соответствует. По данным Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB), О.Филь свое единственное пожертвование СЗК перечислил 27 апреля 2016 года. На тот момент было известно об участии ABLV в по меньшей мере трех крупномасштабных аферах.
«Дело Магнитского»
Уже с 2012 года Госполиция расследовала уголовный процесс о возможной легализации средств, полученных преступным путем в рамках так называемого «дела Магнитского». Умерший в российской тюрьме юрист Сергей Магнитский раскрыл коррупционную схему, с помощью которой из госбюджета РФ было выманено 230 млн. долларов. Его коллеги выяснили, что по меньшей мере 63 млн. из них прошли через счета в шести латвийских банках. Одним из них был Aizkraukles banka, позднее переименованный в ABLV.
Украденные Курченко украинские деньги
В 2014 году многие латвийские СМИ сообщали о замороженных в ABLV оффшорных счетах подавшегося в бега Сергея Курченко — украинского миллиардера и сторонника свергнутого президента Украины Виктора Януковича. Новая украинская власть обвиниля Курченко в выманивании миллиарда долларов из госбюджета. Годом позже МВД Украины и латвийская полиция пришли к выводу, что Курченко перечислил на счета оффшорных компаний в латвийских банках более 80 млн. долларов. Позднее эти счета были арестованы.
Молдавский миллиард
Наконец, за неполный год до пожертвования Филя СЗК, широкое распространение получила информация о еще одном украденном миллиарде — на этот раз из трех молдавских коммерческих банков. В сообщении детективного агентства Kroll, опубликованном спикером парламента Молдавии, детально описывается причастность к хищению ABLV и еще двух латвийских банков. В рамках этого дела Комиссия по рынкам финансов и капитала (КРФК, FKTK) в декабре 2015 года наказала Privatbank и уведомила, что в остальных банках продолжается проверка.
К тому же в конце 2015 — начале 2016 годов отмывание денег было в центре внимания СМИ и политиков. Организация экономического сотрудничества и развития упрекала Латвию в пассивности, а надзор за банками подвергся критике в Сейме и Совете национальной безопасности. В январе 2016 года в результате давления с поста ушел тогдашний глава FKTK Кристап Закулис. Наконец, спустя всего месяц после пожертвования тень подозрений над ABLV обрела черты реального наказания — за участие в схеме разграбления молдавских банков ABLV получил рекордный штраф в 3,17 млн. евро.
Что ответил Аугуст Бригманис
«Я и сегодня не готов сказать, что [существует] тень подозрений»,
— заявил «Детектору лжи» лидер фракции СЗК. Сообщений о банке поступает много, и они касаются не только, возможно, незаконных действий, но и разнообразных масштабных проектов. На вопрос, не планирует ли СЗК все-таки вернуть пожертвование, с учетом и уже сделанных надзором выводов, и упреков ABLV со стороны США, Бригманис ответил отрицательно. СЗК сделает это только в том случае, если KNAB примет соответствующее решение, передает Rus.lsm.lv, к тому же
«наш избиратель это пожертвование одобрил».
Вывод: А.Бригманис не считает сообщения о причастности ABLV к преступным сделкам препятствием к принятию денег от совладельца банка О.Филя. Однако заявление Бригманиса о том, что на момент принятия пожертвования относительно ABLV не было и тени подозрения, действительности не соответствуют. СЗК приняла пожертвование совладельца крупнейшего «нерезидентского» банка в момент, когда над конкретным банком не только сгустилась тень подозрений в легализации незаконно нажитых средств (и подозрения впоследствии были подтверждены), но и, вследствие давления США и ОЭСР сами же правящие партии актуализировали вопрос о необходимости жестче бороться с отмывателями денег.