Даже плавное снижение котировок ближайшего к исполнению контракта на поставку нефти WTI в первой половине дня 20 апреля еще недавно назвали бы падением. Ее стоимость к 19:00 опустилась с $18 до $10 за баррель. Однако затем последовало пике — в течение двух часов котировки достигли абсолютного минимума — $0,1 за баррель. К этому времени котировки обрушились почти в 200 раз.
После 21:00 котировки фьючерсных контрактов переместились в отрицательную область.
По данным агентства Reuters, в ходе торгов цена доходила до минус $40,32 за баррель, а на закрытии остановилась на отметке минус $37,63 за баррель.
То есть за каждый баррель продавец теперь доплачивает. По данным Reuters, в отрицательную область ушли и котировки нефти на европейском спот-рынке: российская Urals подешевела до минус $3 за баррель, североморская Brent до минус $3,5 за баррель.
Падение цен на нефть происходит из-за снижения спроса на сырье в связи с карантинными мерами, принятыми во всем мире, чтобы остановить распространение коронавируса. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, избыточное предложение нефти в апреле составит 29 млн барр./сутки, а в среднем в 2020 году — 9,3 млн баррелей в сутки. Однако на рынке растут опасения, что спад в экономике США может быть сильнее, чем ожидалось, а значит, снижение спроса на нефть может оказаться гораздо более значительным. В частности, на прошлой неделе выходили данные по промпроизводству, которое упало в марте на 5,4%, хотя прогнозировалось падение на 4%. Розничные продажи снизились на 8,7%, что на 0,7 п.п. хуже ожиданий.
Усугубляется ситуация сообщением о том, что хранилища нефти очень быстро заполняются.
По данным Минэнерго США, за прошедшую неделю запасы нефти в стране выросли на 19,25 млн баррелей, превзойдя в полтора раза ожидания аналитиков. Суточные объемы переработки нефти на НПЗ снизились вторую неделю подряд на 7,1%, или на 970 тыс. баррелей в сутки.
По словам аналитика «Альфа-Капитал» Артема Копылова, негатива на рынок добавляют данные по объему нефти в танкерах, которые достигли рекордных 160 млн баррелей. «Даже в условиях реализации нового соглашения ОПЕК+, сильного сокращения добычи сланцевой нефти и снижения добычи другими производителями все хранилища могут быть полностью заполнены уже в мае»,— отмечает главный макроэкономист и руководитель направления перспективных исследований Julius Baer Норберт Рюкер.
По словам начальника отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василия Карпунина, если бы все происходило в условиях избыточных объемов для хранения нефти, такого падения ближайших контрактов не было бы. «Появлялась бы возможность арбитража: покупаем нефть по ближайшим фьючерсам, храним и затем продаем через несколько месяцев дороже. Но сейчас нет свободных хранилищ. Ситуация уникальная,— отмечает господин Карпунин.— Дальние фьючерсы на нефть учитывают сделку ОПЕК+ и восстановление спроса, соответственно они "живут" в условиях отсутствия такого перепроизводства, поэтому на них и цены выше».
Июньский контракт на поставку нефти WTI подешевел на 14,1%, до $21,5 за баррель. При этом более стабильной ситуация остается на европейском рынке нефти. Июньский контракт на поставку нефти Brent к концу торгов подешевел на 5,6%, до $26,4 за баррель, а затем опустился до $25,5.
В таких условиях участники ожидают сохранения высокой волатильности на рынке нефти.
По мнению Виталия Карпунина, дальние контракты с поставками условно через полгода могут торговаться выше $35 за баррель. «Мы придерживаемся нейтральной позиции по рынку и ожидаем, что в ближайшем будущем котировки нефти продолжат резкие колебания у текущих уровней, учитывая высокую степень неопределенности»,— отмечает господин Рюкер. Вслед за этим, добавляет он, наступит длительный период восстановления, поскольку, несмотря на снижение объемов производства и восстановление спроса, запасы сырой нефти будут оставаться высокими.
Ключевая проблема та же - мощности хранения нефти близки к исчерпанию.
Коллапс марки WTI связан в первую очередь с переполнением емкостей для хранения. Крах других марок состоится по тому же сценарию.
Единственный разумный выход - остановка производства на достаточно продолжительный срок - хотя бы на две недели, чтобы освободить переполненные емкости. Но всегда есть риск, что ты остановишь, а конкуренты решат подождать - и останутся на плаву. А ты - уже нет. Поэтому стратегия - тонуть, так вместе. Договоренностям "на слово" в таких условиях уже никто не верит, впрочем, и документальным - тоже.
Начинается борьба технологий и накопленных денежных резервов. Кто сможет с меньшими потерями пережить коллапс - тот и выживет.