«Самое страшное, что сделала Россия и что подрывает мировое устройство – это выдвижение прозвучавшее в речи Путина 18 марта готовность защищать русских, где бы они не проживали», - сказал Даукштс.
Именно это является первоисточником событий на Донбассе, которые якобы потребовали вмешательства со стороны России для защиты мирного населения от насилия со стороны киевских властей, считает политолог.
«Это страшно опасный инструмент. США стремятся защитить своего гражданина в любой точке мира, но они никогда не выдвигали критерий этничности и языка. Любая страна, которая выставляет такой аргумент, оказывается в проигрыше. И Россия выигрывает только тактически. Стратегически она проигрывает. Это опасно для самой России. Неизвестно, как это будет оценено историей. Когда Путин начинает рассуждать о генетическом коде русских и его превосходстве, как он это сделал 17 апреля, на этом можно закрывать все беседы. Развитие аргументации пошло по очень жестокому и опасному пути», - сказал Даукштс.
Как сообщалось, в ходе «Прямой линии» 17 апреля президент РФ Владимир Путин, заговорив о русском народе и о русском человеке, сказал буквально следующее: «Знаете, некоторые специалисты считают, что у народа как у общности людей нет своих особенностей, особенности есть только, по их мнению, у конкретного человека. Мне трудно согласиться с этой позицией, потому что если люди пользуются одним языком, живут в рамках единого государства, проживают на одной территории, у них общие культурные ценности, у них общая история, в конце концов, они живут в рамках какой-то территории с определённым климатом, – ну не может не быть каких-то общих черт. А что касается нашего народа, то страна наша, как пылесос, втягивала в себя представителей различных этносов, наций, национальностей. Кстати говоря, на этой основе создан не только наш общий культурный код, но и исключительно мощный генетический код, потому что за все эти столетия и даже тысячелетия происходил обмен генами, смешанные браки. И именно этот наш генный код, наверное, может быть, почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ в сегодняшнем мире. Он очень гибкий, он очень устойчивый. Мы даже этого не чувствуем, но это наверняка есть. Что же всё-таки в основе наших особенностей? Эти особенности, конечно, есть, и в их основе, на мой взгляд, лежат ценностные ориентиры. Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращён больше не в себя, любимого… [...] Я никого не хочу при этом обидеть. Ведь у многих народов есть свои преимущества, но это, безусловно, наше. В современном глобальном мире происходит интенсивный обмен: и генетический обмен, и информационный, и культурный, и нам, безусловно, есть что взять у других народов ценного и полезного, но мы всегда, сотнями лет опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили, и они нам ещё пригодятся».