В 1944 году военный суд города Дрезден заочно приговорил Зейдлиц-Курцбаха к казни за государственную измену Третьему рейху и отправил семью генерала в «зипенхафт»: специальное тюремное учреждение, где содержались родственники «предателей». Этот человек, чьим предком был легендарный полководец короля Фридриха II Великого (тоже по фамилии Зейдлиц-Курцбах), верный Гитлеру генерал, вскоре после попадания в плен в Сталинграде стал ярым сторонником Советского Союза, всем сердцем полюбил русских и возненавидел фюрера. Но судьба его сложилась в результате очень и очень непросто…
«Сдайтесь советским солдатам»
К 22 июня 1941 года Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах уже являлся опытным военным. За плечами – Первая мировая война, награждение двумя Железными крестами, четыре ранения, схватки в рукопашной. После начала Второй мировой – оккупация Нидерландов, прорыв во Францию, выход из окружения весной 42-го в СССР («Демянский котёл»). Карьера складывалась прекрасно, пока 51-й корпус Шестой армии под командованием 54-летнего Зейдлиц-Курцбаха не попал в Сталинград. 13 сентября 1942 года его солдаты ценой огромных потерь захватили Мамаев Курган и через неделю вышли к Волге. Однако на этом успехи немцев закончились.
22 ноября 1942 года в ходе операции РККА «Уран» группировка Фридриха Паулюса попала в «клещи». Генерал Зейдлиц-Курцбах оценил обстановку как катастрофическую и выступал за прорыв – Паулюс же выполнял приказ Гитлера, запретившего отступать из Сталинграда любой ценой. 25 января 1943 года Вальтер стал первым немецким генералом на Великой Отечественной войне, призвавшим командиров полков и батальонов вермахта сдаваться советским солдатам. Сам же Зейдлиц-Курцбах оказался в плену ещё через шесть дней – как и Паулюс.
«Свергните кровавого Гитлера»
Генерал страшно возненавидел Гитлера как главного виновника гибели в руинах Сталинграда сотен тысяч немецких военнослужащих. Он считал, что присягал на верность не фюреру, а Германии. Кроме того, как раз Гитлер нарушил присягу, обрекая солдат вермахта на смерть у берегов Волги. Паулюса, Зейдлиц-Курцбаха и других высокопоставленных заключённых перевезли в специальный лагерь под Красногорском.
12 декабря 1943-го потомок прусского полководца провозгласил создание «Союза германских офицеров» – организации военнопленных немцев, поставивших целью свержение режима Гитлера и привлечение министров рейха к суду как виновных в кровавых преступлениях. Разразился скандал.
Фельдмаршал Паулюс и семнадцать немецких генералов, получавшие сытный паёк, носившие советском в плену форму Третьего рейха, нацистские ордена и приветствовавшие друг друга словами «Хайль Гитлер!», обозвали Вальтера и остальных участников организации «изменниками». Паулюс подписал письмо со следующими словами: «Мы больше не можем называть этих людей нашими товарищами и решительно отказываемся от них». В результате Паулюса и остальных перевели в другой лагерь. За спиной Зейдлиц-Курцбаха презрительно называли «кашистом»: подразумевая, что тот продался русским за лишнюю миску каши.
«Придёт час расплаты»
Вальтера это не смутило. Он начал выезжать на Восточный фронт, посещая самые опасные участки, выступая через громкоговоритель с призывами к немецким солдатам сдаваться, не выполнять преступные приказы Гитлера. Несколько раз генерал едва не погиб в ходе артиллерийского обстрела и снайперского огня. Войска противника были шокированы – надо же, опытный военачальник, объявленный Геббельсом «геройски погибшим» под Сталинградом, добровольно перешёл на сторону русских.
За голову «красного немца» в Берлине объявили награду, но без толку – Зейдлиц-Курцбах продолжал обращаться к командирам Третьего рейха, упрашивая сложить оружие и не воевать против СССР: «Вы пролили океан крови мирных людей, придёт час расплаты». Его никто не услышал.
Генерал выступил с новым предложением, обратившись к Сталину: создать «Армию освобождения Германии» из немецких военнопленных: он обещал, что в её ряды вступит не менее 40 000 бывших солдат вермахта, желающих свергнуть фюрера. Предполагалось, что их экипируют советским оружием и выбросят на парашютах массовым десантом в крупные германские города, дабы те подняли там всеобщее восстание: «Мы схватим Гитлера прямо в логове и повесим на балконе рейхсканцелярии». Однако Сталин не отнёсся к этой идее серьёзно. Зейдлиц-Курцбах до конца войны выступал на московском радио и обличал нацизм, обещая Германии гибель в случае его поддержки.
«За что Сталин так со мной?»
После покушения на Гитлера 20 июля 1944 года и казней заговорщиков (в большинстве своём офицеров и генералов вермахта) пленные нацисты в СССР растерялись. 8 августа 1944-го фельдмаршал Фридрих Паулюс наконец-то призвал отстранить Адольфа Гитлера от власти. После капитуляции Германии Вальтер Зейдлиц-Курцбах выразил желание помочь в организации структур новой немецкой власти. Бесполезно – его держали на даче под Москвой: генерал консультировал съёмочную группу фильма «Сталинградская битва».
Пленник упорно просил дать ему работу в советской зоне оккупации Германии, а позднее – в ГДР, дабы принести пользу социализму. Вместо этого Зейдлица-Курцбаха внезапно арестовали и 8 июля 1950 года приговорили к 25 (!) годам тюрьмы за «военные преступления». Чем была вызвана такая резкая смена настроения у Сталина, неясно до сих пор.
Генерала поместили в одиночную камеру Новочеркасской тюрьмы, и яркий электрический свет всегда горел в помещении круглосуточно (!) целых четыре года. 26 ноября 1954 года у Зейдлиц-Курцбаха случился нервный срыв – опасаясь, что заключённый совершит самоубийство, его перевели в московскую Бутырку и смягчили условия содержания. Немец спрашивал – за что так с ним? Ему никогда не отвечали.
Вальтера Зейдлиц-Курцбаха освободили 4 октября 1955 года: после визита канцлера ФРГ Конрада Аденаэуэра в Москву СССР отпустил всех немецких заключённых, содержавшихся в советских лагерях. Генерал вернулся в Германию и встретился с женой, которую не видел 13 лет. Практически все старые друзья и сослуживцы отказались с ним общаться, считая предателем, и не подавали руки.
Вальтер умер в 1976 году, проживая в полном уединении, в возрасте 87 лет. В редких интервью он отмечал: «Я полюбил Россию всем сердцем, возненавидел Гитлера. Но, к сожалению, Сталин в мою искренность не поверил». Через 20 лет после его смерти Генеральная прокуратура РФ реабилитирована Вальтера Зейдлиц-Курцбаха, сняв с генерала обвинение в военных преступлениях.