Логично предположить, что уехавшая из России по политическим мотивам Чулпан Хаматова тут же возьмется за работу о чем-то антипутинском. Тем более - в Латвии. Нет, господа, все гораздо круче - любой президент слишком мелок на фоне заданной темы. Что там президент - не каждый русский её потянет. Хотя стремятся многие. Судя хотя бы по тому, что премьера Post scriptum состоялась в середине июня, но билетов не достать до сих пор, каждый спектакль - аншлаг.
В спектакле занята одна Чулпан. Но это не литературный вечер, как некоторые предполагают, это - полноценный спектакль, в котором она одна заполняет всё пространство, играет (без переодевания) несколько ролей, и так, что на сцене реально видишь самых разных людей. Даже тех, на которых она только показывает. Большая актриса - это стоит видеть. Хотя внешне все проще простого.
Происходит все как бы в телевизоре - в кадре одна комната. Одинокая женщина 50+ один на один с вечно включенным телевизором (в комнате ещё диван и полочка с иконками). Всё по-домашнему - в спортивном костюме. Мелькает даже мысль - когда ещё увидишь такую актрису, жаль, что не во всей красе. Действие, однако, разворачивается динамично, отвлекаться от сцены не успеваешь.
Героиня оказывается учительницей русского и рассказывает о том, как ученик познакомил её с одной из глав романа Достоевского "Бесы", которую цензура выбросила из романа еще при жизни писателя, усмотрев там порнографию. И дальше зачитывает публике эту главу (в ней Ставрогин подробно рассказывает, как изнасиловал 10-летнюю девочку, которая вскоре из-за этого наложила на себя руки, и что он при всём этом чувствовал).
Я не буду пересказывать весь спектакль - дальше станет ясно, почему эта женщина-учительница одна, и как она справляется с одиночеством и с самой жизнью. Чулпан рассказывает об этом лучше. Поделюсь только своими впечатлениями.
Давно не приходилось видеть такого, о чём по окончании думать совершенно невозможно. Осмысление самых сильных и важных тем требует сил и времени. Я в таких случаях жду, когда организм сам осмыслит увиденное и разложит его по полочкам. Потом уже мысли идут потоком, постепенно возвращается способность их анализировать и делать выводы.
Свой вывод я здесь представлять не буду, чтоб не мешать тем, кто спектакля ещё не видел (подозреваю, что вывод у всех будет один - тот, который, запрограммировал Херманис и к которому так тонко подвела зрителей актриса) . Отмечу только совершенно потрясающий разговор Ставрогина со священником. О том, как легко мы можем перепутать покаяние с чувствами "темной стороны души" - самолюбованием, самоуничижением, гордыней... А ведь это все не просто слова - без истинного покаяния не очистить души, не понять глубины той бездны, в которой иногда находишься и потому невозможно изменить своей жизни - никакими другими способами...
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото Янис ДЕЙНАТС