«Цифры как таковой не будет. Не будет так, что, скажем, раз — и во всех странах 1 500 минимальная зарплата. Тогда у некоторых стран просто экономика остановится», — заверил П. Лейшкалнс.
Он пояснил: инициатива Брюсселя подразумевает, что все страны должны договориться не о суммах, а о единых критериях расчета минимальной зарплаты.
По его словам, в Латвии по нынешним правилам используются данные министерств финансов и экономики, Центрального статистического управления, Центрального банка.
«Какие критерии важны? Рост средней заработной платы в предыдущем году и прогноз на на будущий год, рост эффективности экономики, уровень безработицы, предусматриваемые изменения налогов, по которым отчет дает Министерство финансов. Всё это обобщает Министерство благосостояния, и оно должно давать рекомендации на Трехстороннем совете по сотрудничеству», — рассказал он.
Он полагает, что страны-участницы ЕС попытаются прийти к соглашению, какой процент от средней зарплаты должна составлять минимальная зарплата (по его словам, норма – в пределах 40-45%).
Но достижение такой договоренности – дело сложное, если вообще возможное, потому что в Скандинавии, например, минимальная зарплата устанавливается без участия государства, и, по его мнению, это самый разумный подход.
«В Скандинавии система предусматривает, что о размере минимальной зарплаты договариваются профсоюзы с работодателем в конкретной отрасли. Там заключаются генеральные соглашения. […] Там отрасль видит, что вот у них нормальная средняя заработная плата – такая, и они устанавливают, что меньше 70% от средней платить нельзя.
Но это они договариваются – работодатели с профсоюзами. Государство в это не вмешивается. […] И вообще это самый нормальный подход, потому что определить [адекватную] общую минимальную заработную плату очень трудно, поскольку отрасли – разные», — объяснил П. Лейшкалнс.
«Главное, чтобы минимальная зарплата не была объектом политического аукциона», — заключил специалист.