"В четверг, примерно в 7.20, выходя из дверей квартиры я в подъезде был блокирован сотрудниками Полиции Безопасности (двое с верхнего этажа, двое с нижнего, из этой четвёрки двое в масках). Ждали. Караулили. Грамотно. Показали мне удостоверение, бумагу на обыск, пояснили, что они по мою душу в связи с петицией на сайте avaaz.org о присоединении Латвии к США, - описывает вчерашние события на своей странице в Фейсбуке Денис Бартецкий, автор петиции о присоединении Латвии к США.
По факту возбуждено уголовное дело по статье 82.1 – за публичный призыв к ликвидации независимости Латвийской Республики. При обыске были изъяты все компьютеры (включая планшет ребёнка), мобильные телефоны (кнопочные оставили). Сотрудники Полиции безопасности (ПБ) вели себя корректно, но, понятно, что обыск вещь не очень приятная. Далее — допрос, уже непосредственно в ПБ.
Сегодня многие из журналистов, которые мне звонили, намеревались представить меня в своих сюжетах, новостях, колонках, как правозащитника. Я отнекивался. По мне звание правозащитника у нас скомпрометировано дальше некуда, как только кто-то высказывается на ТВ, радио, в прессе, так он сразу почему-то называет себя правозащитником. Хотя моя публикация петиции была по сути правозащитной. Реакцией на несоразмерное наказание, пусть и для глупой, но шутки Максима Коптелова. Задача была именно показать всю абсурдность приговора, но не пошутить также глупо. А уж тем более, я не хотел призвать к ликвидации независимости Латвии.
Я не знаю мотивации Коптелова, по которой он разместил петицию о присоединении нашей страны к России. Не знаю. Это нужно у него спросить. Я с Коптеловым не знаком, да и дело тут не в нём конкретно, это мог быть, например, некий Янис Скудриниекс, и призывать он мог присоединить Латвию не к России, а, например, к Швейцарии, Литве, Гоа, не принципиально. Мне принципиально, что за такие шутки выносится несоизмеримое наказание.
Любопытно, что в разговоре во время обыска с одним из сотрудников ПБ по поводу приговора Коптелову, даже он признал, что полгода реальной тюрьмы — это жёстко, перебор.
А вообще у меня такое ощущение, что нам врут. Врут президент, экс-президент, экс-экс-президент, премьер, министр обороны, другие министры, МИД вместе с главой МИДа, депутаты и евродепутаты. Сколько лет все вышеперечисленные товарищи рассказывают нам о том, что если враг решит на нас напасть, отобрать нашу независимость и морально унизить, то незамедлительно войска НАТО встанут за нас горой. Мол, не бойся простой житель Латвии – ты защищен, ты в надёжных руках, никто не посмеет отобрать у нас нашу независимость даже с оружием в руках.
Мы стабильны. У нас крепкий тыл. А у тыла - длинные руки. Однако, оказывается, что латвийской независимости могут угрожать не до зубов вооруженные солдаты, не вражеские истребители, не диковинные технологии плохишей-шпионов, но обычная хохма в интернете. Обычная, пускай и дурацкая… Суд Курземского района это доказал. Ребята, что это за независимость у нас такая, что любая хохма в интернете представляет для неё реальную угрозу?
Вы просто вдумайтесь, Полиция Безопасности на полном серьёзе год ищет шутника-диверсанта. Далее обыск, изъятие носителей. Всё это происходит на полном серьёзе. Не, я, конечно, понимаю, если им поступил сигнал, они должны его отработать.
Далее суд. Суд! Суд за размещение неумной шутки хрен знает где. Суд тоже на полном серьёзе выносит приговор -- полгода тюрьмы, указывая, что речь идёт о преступлении против независимости Латвии. Ёпрст, что же мы себя так не уважаем, что же мы настолько не уверенны в стойкости своей независимости?
Если с этого ракурса подходить, то скандальная киношка Би-Би-Си намного больше попадает под преступление против независимости Латвии. Что-то я не заметил, что кого-то судят, сажают в тюрьму? Напротив, её показывают по государственному каналу. За деньги налогоплательщика.
Мы с вами оплатили этот показ. Это называется свобода слова. Ок, согласен. Но почему у нас она какая-то юродивая, однобокая?
Помните суд над Pussy Riot? Тогда по поводу приговора высказались все кому не лень, даже г-н Ринкевич успел, мол, тоталитаризьм, куда смотрит мировая общественность и всё такое. А у нас тогда что, ребята? Эту уже даже ни тоталитаризм, это трындец какой-то, честно слово. А вы представьте, сколько бы впаяли этому Максиму Коптелову, если бы приписки, что это шутка, не было вообще? А что будет после вступления в силу скандальных поправок?..
Что дальше? Будем сажать за тесты (да, это не опечатка, именно тесты) в Facebook? Приговорим Задорнова, которого я, кстати, терпеть не могу, заочно к пожизненному? Объявим Comedy club в международный розыск?
Уважаемые господа либералы, истинные демократы, имеется вопросы к вам. Мы высылаем журналистов, сажаем за шутки, включаем в «чёрные списки» за песни… Латвия уверенно становится побратимом КНДР? Не важно какие журналисты, шутки, песни, плохие или хорошие, мне сам факт запрета важен.
Сразу оговорюсь, я не представляю какую либо общественную организацию, политическую партию, движение, не строю «карьеры правозащитника», даже паблисити я бы предпочёл избежать в данной ситуации. Однако, мои комментарии в СМИ -- это и метод поднять дискуссию по данному абсурдному приговору Максиму Коптелову, заставить обратить внимание общества на данный случай, и, если так можно сказать, линия защиты теперь уже меня самого,
Ожидал ли я каких-то последствий размещение своей петиции? Да, ожидал. Но немного иных. Ожидал повестки из ПБ, ещё чего-то, но никак не задержания, обыска, изъятия. Ведь я не отрицал, что именно я разместил петицию.
О чём я сожалею? О том, что моим родителям сегодня пришлось поволноваться, что девушка вынуждена была пережить неприятную процедуру обыска в нашем жилище".