Заместитель посла США в Эстонии г-жа Шевер Вольтмер разразилась в одном из местных изданий гневной статьей, в которой высказала много неприятных умозаключений по поводу желания эстонцев поупражняться в боксе при виде лица с темным цветом кожи. В том же материале американский дипломат описала фильм, снятый на деньги министерства образования Эстонии. В нем аккуратные эстонские дети, увидев африканца, одетого авторами киноопуса в костюм окурка от сигареты, выбрасывают его в мусорное ведро. Кстати, если г-жа Шевер Вольтмер возьмется за вторую статью по тому же поводу, то можно подкинуть ей и другие яркие примеры. Недавно сходный креатив позволили себе и эстонские полицейские. На учениях, в ходе которых отрабатывались действия по усмирению беспорядков на улицах, журналистами были замечены стражи порядка с окрашенными в черный цвет лицами. Чтобы уж совсем все было понятно, полицейские держали в руках бананы и корчили гримасы. Сделано это было, по словам официального представителя ведомства охраны правопорядка, с целью максимально достоверной демонстрации того, как выглядят беженцы, прибытия которых ожидают в Эстонии буквально со дня на день.
Ситуация в целом совершенно ясная. Ясно и то, что дело тут не в "отдельных перегибах на местах". То есть, это не "кто-то кое-где у нас порой". А дело в том, что рыба, как известно любому в приморской стране, тухнет с головы. Как начали 25 лет назад внушать эстонцам, что они на самом деле – самые-самые, так до сих пор остановиться не могут. Кто поумнее и покультурнее – тот свое новообретенное чувство превосходства про себя с гордостью таит. А кто попроще – дает волю рукам. Или языку. Вот, к примеру, бывший министр иностранных дел Кристина Оюланд, оставив не по своей воле высокий пост, теперь весь свой нерастраченный пыл посвящает, как она сама выражается, борьбе с угрозой белой расе.
О подобных настроениях части (и немалой) эстонского общества уже давно пишут, говорят, кричат представители правозащитных организаций. Но поскольку они делают это в основном на русском языке, то их слова не принимаются во внимание. Теперь же вдруг прозрели американские дипломаты. К их словам, безусловно, в эстонском правительстве прислушаются. Прислушаются, но решить проблему все равно не смогут, поскольку за четверть века она уже укоренилась и стала частью национального самосознания. Которое категорически не приемлет рядом с собой тех, кто отличается языком или цветом кожи. И это гарантирует дальнейшее развитие болезни. Если только не будут приняты какие-то экстраординарные законодательные меры, сурово карающие за подобные действия и высказывания. Однако на подобные меры в обозримом будущем рассчитывать не приходится: как же, четверть века трудов – насмарку. Конечно, если они не будут введены по требованию американского посольства.