По стране были расклеены листовки на эстонском и русском языках, составленные русскими поэтами и литераторами, проживавшими в Эстонии. Собственно, эстонское правительство полагало, что дело сбора и отправки помощи возьмут в свои руки местные русские общественные организации при его посредничестве. И действительно, уже в октябре была создана группа по сбору помощи голодающим из 21 русской общественной организации (как из иммигрантов, так и из местных русских). Плюсом подключилась местная православная церковь.
Но, как это водится у общественников, тем более российских, организации сначала переругались между собой, а затем стали просить эстонское правительство поставить "большевикам" жесткие условия, как например:
- Русское Купеческое Общество и Русский Благотворительный Совет требовали, чтобы помощь доставляли адресно, под контролем Эстонского Красного Креста семьям разорившегося купечества и почетным гражданам;
- Совет Русских Православных Приходов требовал распределять помощь только через священников;
и т.д. и т.п.
Кроме того, денег они насобирали только на содержание своих же офисов, ожидая субсидий от эстонского правительства.
Итог этой деятельности и нелепых требований был закономерен - правительство Эстонии отказалось от сотрудничества с ними, передав все дело помощи в руки Эстонского Красного Креста.
Сбор помощи существенно осложнялся тем, что:
а) сама Эстония голодала, ее детей по большей части кормила американская обранизация АРА;
б) страна переживала упадок во всех отраслях хозяйства;
в) совсем недавно закончились тяжелые войны на ее территории [c красной Россией же].
Поэтому серьезной помощи ждать от Эстонского Красного Креста не приходилось.
Тем не менее,
Эстонский Красный Крест кормил ежедневно 1,500 детей в больницах Самары с марта по август 1922 года.
Эстонский обед содержал 1200 калорий (для сравнения, детский паек АРА в Самарской губернии составлял всего 800 калорий). В губернии работал эстонский медицинский персонал.
Кроме того, Эстонский Красный Крест смог поставить на пайковое довольствие красноармейские команды, вывозившие в Эстонию и Латвию эстонских и латышских детей-сирот и беспризорников (беспризорных маленьких литовцев, латышей и эстонцев собирала по стране Р.К.К.А., и тех, у кого находились на родине родственники, отправляла туда в своих эшелонах).
И это пока только то, что я знаю о работе Эстонского Красного Креста по спасению наших голодающих.
Картинка из эстонской листовки 1921 года "Appi! - На помощь!".
Также, кому интересно, прилагаю список русских общественных организаций (ЭстКК подчинялся административно Шведскому Красному Кресту, и эстонцы сообщали в Стокгольм о ходе сбора помощи русским голодающим; о склоках среди этих организаций эстонцы сообщали в Стокгольм же):