"3 июня этого года, в одном из рижских супермаркетов, на улице Сахарова, 30 начал рушиться потолок. Пять четырехтонных бетонных панелей перекрытия сорвались со своего места, но не рухнули на посетителей, а повисли на железной арматуре. По счастью, персонал супермаркета действовал очень оперативно и эвакуировал всех покупателей из здания, - напоминает Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
Арендованные магазином в этом году помещения были очень близки к повторению случившейся три года назад трагедии, когда под рухнувшим потолком в Золитуде погибли 54 человека.
В публичной информации об инциденте на улице Сахарова было сказано только название супермаркета. Оно повторялось, тиражировалось и склонялось на все лады, создавая у общественности впечатление, что именно супермаркет на улице Сахарова ответственен за произошедшее.
Но если в целом без эмоций и объективно оценить, кто виноват, если у какого-то здания внезапно и на ровном месте рушится крыша, то виновным оказывается кто-то один или несколько из цепочки строительства и проектирования – архитектор, конструктор, строитель, производитель стройматериалов и/или стройнадзор.
Кто-то из них и только! Несколько виновников могут быть потому, что если преступную безответственность или грубую математическую ошибку допускает одно из звеньев цепочки, то остальным надо быть в достаточной мере профессионалами, чтобы заметить эту ошибку или безответственность. Инженер должен понимать, какого качества конструкции поставлены. Архитектор и инженер должны уметь найти грубую ошибку в расчетах нагрузок и т.д.
Если рухнули потолки, то прежде всего надо добиться, чтобы безответственные из цепочки, куда входят архитектор, конструктор, строитель, производитель стройматериалов и/или стройнадзор, не продолжали свою преступную халатную деятельность на других объектах и стройках.
Но в Латвии при обрушении потолков в супермаркете государственное следствие выявляет виновных, лишь когда под руинами оказывается много трупов. Тогда да, даже полиция начинает шевелиться. Если потолок рухнул, но под бетонными плитами никого не погребло, то ничего делать не надо. Живем дальше. Только погромче назовем магазин, чтобы встревоженные люди выпустили пар, объявив бойкот супермаркета или что-то подобное.
Так было и после инцидента на улице Сахарова, и сразу после золитудской трагедии упоминалось и тиражировалось только название супермаркета. Но в обоих случаях супермаркет был только арендатором.
Владельцы и сотрудники магазина не участвовали в расчетах нагрузки, не проверяли качество поставленных железобетонных блоков и соответствие их сертификации. Сеть супермаркетов – это арендатор, работников которого строители не привлекали ни к проектированию, ни к надзору. К тому же, из заключения специалистов Государственного бюро контроля строительства по поводу здания на улице Сахарова следует, что «нарушения были допущены на всех этапах строительства, начиная с проектирования, заканчивая собственно стройкой».
24 реакций
24 реакций