Впервые африканская свиная чума появилась в Латвии в 2014 году. У соседей — в России, Белоруссии, Литве — еще раньше. Справедливости ради, не эпидемия стала вбивать первый крест в отечественное свиноводство. Сами селяне. Вспомните, какие скандалы бушевали во многих волостях в 2000–е, когда там собирались строить или расширять свиноводческие комплексы. Правда, собирались не местные, а варяги: датчане, норвежцы. Селян волновала экология, не устраивала перспектива "свинских запахов". Немалую часть новых комплексов "завернули", те же, что открылись или уже работали, ожидал новый удар — африканская свиная чума. Болезнь, не опасная для человека, но губительная для хрюшек: косит все поголовье.
— Сегодня в Латвии остался небольшой островок, не тронутый африканской свиной чумой: Айзпуте, Алсунга, некоторые другие регионы Курземе, — рассказывает "ВЕСТЯМ" эксперт Продовольственно–ветеринарной службы (ПВС) Мартиньш СЕРЖАНТС. — Это — около 7% территории страны…
Все это не означает, что в остальных местах Латвии больше не осталось здоровых свиней. Главные переносчики болезни — кабаны, вот их–то — зараженных — не обнаружено лишь на небольшой части страны. Впрочем, кабанов в Латвии и без того все меньше и меньше.
Бедные кабанчики
— С 2014 года популяция кабанов снизилась примерно втрое. Немало волостей, где их вообще не осталось, — продолжает специалист. — Спасибо охотникам! По нашей просьбе они ведут интенсивный отстрел кабанов. Потому–то сейчас в Латвии и нет таких скачков болезни, как в первые годы. Тогда в считанные недели эпидемия охватывала хозяйства, расположенные друг от друга на 50–80 километров…
Нынче эпидемия не распространяется столь стремительно. Однако противоядия от нее ни в Латвии, ни в других странах найти не удалось. Но самое страшное — в последние годы африканская свиная чума косит не маленькие фермы, а крупные комплексы, на многие тысячи голов. Уж там, казалось бы, и все меры предосторожности соблюдались, и персонал опытный.
"Виноваты" опилки?
— По одной из наиболее вероятных версий, причиной эпидемии в Druvas Unguri могли стать опилки, которые служили подстилкой для животных, — полагает представитель ПВС.
Опилки, понятное дело, с пилорамы. И достаточно было больному кабану где–то "наследить", чтобы это аукнулось катастрофой для большого комплекса.
А причины заболевания могут быть самые разные. Инфекция передается и с обувью людей, которые ходили по лесу, и с картошкой, зерном, которые дают хрюшкам. До этого продуктами на поле могли полакомиться и зараженные кабаны. Поэтому картошку перед тем, как давать свиньям, нужно отваривать, а свежее зерно — обдавать кипятком. Обувь же, в которой пришли с леса, поля и в которой собираетесь идти к свинкам, нужно снимать и переобуваться.
"Чумная Румыния"
Однако, как показывают последние события, всего не предугадаешь.
— В Румынии, например, африканская свиная чума вспыхнула из–за зараженной воды, которую давали свиньям, — рассказывает г–н Сержантс. — А брали в притоке какой–то реки. Кстати, в Румынии эпидемией охвачено около 800 ферм! В их числе и самая крупная в Европе — на 140 тысяч голов…
Страшная эпидемия охватила все соседние с Латвией страны — Россию, Белоруссию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию. Недавно первый случай был зафиксирован в Болгарии… Трудно защититься, если под боком "чумная Румыния". Добралась болезнь и до Китая. Несложно представить, что будет, если эпидемия объявится в Германии или Дании — крупнейших поставщиках свинины на европейские рынки. Это быстро может сказаться на ценах.
Из–за чего подорожает свинина
— Цены могут подняться уже в ближайшее время, — говорит "ВЕСТЯМ" глава Латвийской свиноводческой ассоциации Дзинтра ЛЕЙНИЕЦЕ. — И чума тут ни при чем — в Европе на 30% взлетели цены на зерно. А это одна из составляющих кормовой базы свиней…
Рост цен на зерно, в свою очередь, вызван неурожаем и засухой во многих странах Европы — в Германии, Скандинавии, России, на Украине.
— От латвийских свиноводов мало что зависит, — признает руководитель ассоциации. — Но если европейские свиноводы поднимут отпускные цены, то это, естественно, сделаем и мы. И торговые сети вынуждены будут считаться…
Пока же, по словам собеседницы, отпускная цена свинины от фермера (живой вес) — 1,10 — 1,15 евро за килограмм. Дальше их накручивают бойня и сети. Если средняя цена на полке магазина 5–6 евро, то ясно, кто в этой цепочке имеет меньшего всего, — фермер–производитель.
Впрочем, для латвийского потребителя есть и хорошая новость: местной свинины на полках магазинов все больше. Каким образом?
— Все очень просто, — объясняет собеседница. — Потребности местного рынка латвийские свиноводы удовлетворяют на 57%. Но раньше 19% от этого объема шли на экспорт. Сейчас, ввиду чумы, экспорт сведен к минимуму. Поэтому практически все мясо и поступает на внутренний рынок…
Повернулись лицом к отечественным производителям и торговые сети. Почти во всех магазинах — крупных и поменьше — появилась латвийская свинина. Другой вопрос: надолго ли хватит? И будет ли свинина через пару лет, если из–за эпидемии крупные комплексы один за другим вынуждены ликвидировать поголовье?
Как на пороховой бочке
— Что будет — никто не берется прогнозировать, — продолжает эксперт. — Живем, как на пороховой бочке. Сегодня, как показывают события последних месяцев, ни одно хозяйство — даже лучшее — не застраховано от страшной эпидемии. Но люди не собираются сдаваться. Да, новые фермы никто не открывает, но те, кто давно в этой отрасли, пытаются держаться. Хотя тот, кто понимает, что не в силах соблюсти все меры безопасности, сворачивает деятельность…
Другая деталь. Помимо крупных и средних свиноводческих комплексов — от 1 000 до 20 000 голов — в Латвии испокон веку были и небольшие фермы: 10–15 свиней. Вот их в последние годы почти не осталось. Потому на рынках все сложнее увидеть крестьянина, продающего собственную свинину.
авторитетные мнения
Ингуна ГУЛБЕ, руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку:
— Удорожание зерна может отразиться не только на цене свинины. Прежде всего уже в скором времени может подорожать кура, основной рацион которой составляет зерно. Следом — яйца…
Мартиньш СЕРЖАНТС, эксперт Продовольственно–ветеринарной службы:
— Если кто–то в лесу прошелся по месту, где четыре–пять месяцев назад лежал зараженный кабан, то, войдя на свою ферму, он может заразить животных. Вирус остается на обуви, одежде. С 1960–х ученые разных стран бьются над вакциной, которая способна остановить африканскую свиную чуму, — безрезультатно. Для борьбы с классической свиной чумой такая вакцина создана…
Илья ДИМЕНШТЕЙН.