Депутатские квоты - это, обычно, примерно 20 тысяч евро на депутата, которые им можно потратить по своему усмотрению, чтобы поддержать, например, общественно важный проект. Вопросы — о том, как депутаты тратят эти деньги, возникают каждый раз перед утверждением бюджета. В этом году в распоряжении депутатов было почти 3 млн. евро.
Однако в этом году, аккурат перед муниципальными выборами, вместе с квотами депутатам разрешили потратить и деньги, оставшиеся в статье на непредвиденные расходы. А осталось там не мало. В результате, одной поздней ночью во время голосования по бюджету 2017, «депутатских предложений» наутверждали аж на 27 млн. евро.
«То, что происходило в течение 20 часов, когда мы принимали бюджет - это было воровство денег налогоплательщиков. Такого — никогда в Латвии не было. 27 миллионов! В прошлом году было 10 млн. евро. (..)
Это коррупция», - считает депутат Сейма Артусс Кайминьш.
В топе поддержанных депутатами проектов — реконструкции церквей, школ, строительство спортивных объектов по всей стране, на всё это потратят десятки и сотни тысяч евро. Но, казалось бы, раз депутаты Сейма представляют всю страну, то и помощь самоуправлениям должна разделятся пропорционально.
Но в действительности более трети суммы ушло в один только Вентспилс. 11 млн. евро из 27 мл. евро.
Влияние этого города и его мэра Айвара Лембергса в правящем Союзе «зелёных» и крестьян трудно переоценить. Депутаты от СЗК говорят: в период перед принятием бюджета — телефон во фракции не умолкал, звонили абсолютно со всей Латвии. Просили помочь материально.
«По Вентспилсу отдельная история. Какие команды сейчас участвуют в европейских кубках? Баскетбол, футбол — Вентспилс. Там есть база и команды международного уровня. Где находится государственный радиолокационный центр? На территории Вентспилса», - перечислил заслуги Вентспилса глава парламентской фракции СЗК Айвар Лемберг.
Такая диспропорция между финансированием регионов — ненормальна, считает политолог Ивета Кажока. Ведь в коалиции три партии, да и кроме Лембергса у СЗК есть и другие мэры, которые тоже не против обновить инфраструктуру в своих городах. Такие реверансы Вентспилсу могут быть опасны. Для самой партии.
«То, что настолько огромные деньги уходят в Вентспилс, откуда на протяжении последних лет люди всё больше уезжают, и такой сильной нужды в развитии инфраструктуры там нет, должно вызывать вопросы. Почему правящая коалиции настолько считается с интересами одного мэра? Причём мэра города, который не является одним из крупнейших в Латвии», - отмечает политолог.
Объём финансирования, который ушел в один только Вентспилс, стал сюрпризом для многих депутатов, даже правящих. Но ничего с этим поделать они не могли — выделение денег принимается общим голосованием. Свои школы, спортивные центры и церкви, которые нужно поддержать есть у каждой партии.
Раньше раздача квот была прерогативой правящих партий. Но уж несколько лет — это право есть и у оппозиции. Мелкие партии – «От сердца – Латвии» и Латвийское объединение регионов. А вот «Согласие» свои квоты раздало.
Правда, по общим меркам — совсем немного — лишь порядка 100 тысяч. В Резекне, Екабпилс, Ригу и Лиепаю.
«Коррупционную схему по этим предложениям выстраивать глупо. Отказываться депутатам от возможности выделять деньги на конкретные проекты — глупо. Это нормально, когда депутат связывается со своими избирателями. Агешин, например, занимается регионом, откуда он избран. Он должен не просто прийти прочитать лекцию какое «Согласие» хорошее. Но и доказать, что мы на что-то влияем, например, через приобретение новых приборов для кабинета физики», - говорит член президиума Сейма от «Согласия» Андрей Клементьев.
Впрочем, расточительность депутатов может сыграть с ними злую шутку. Непредвиденные расходы на то и непредвиденные. Нельзя предугадать, когда и на что могут понадобится миллионы, истраченные на спортивные мероприятия, или 3 тысячи, на которые государство намерено финансировать издание книги про Янов сыр.
«Если мы вспомним наводнение в США несколько лет назад, где погибло много людей, то оно произошло как раз потому, что деньги, выделенные на укрепление дамбы депутаты растаскали на какие-то другие цели», - считает политолог Ивета Кажока.
Уже в прошлом году раздача квот Сеймом достигла таких масштабов, что ими заинтересовалось Бюро по борьбе с коррупцией. Там готовят поправки, согласно которым депутаты будут обязаны указывать — кто именно просил у них деньги на тот или иной проект. Вопросы есть и у Госконтроля.
«Мы будем оценивать весь бюджетный цикл. Начиная с планирования, и заканчивая надзором за тем, как тратятся деньги», - сказала глава Госконтроля Элита Круминя.
Не исключено, что уже перед принятием бюджета 2018 года квоты в нынешнем виде перестанут существовать.