Совладелец сети бельгийских пивных ресторанов Kwakinn Роман Навроцкий из Санкт-Петербурга поделился своими впечателениями о бизнесе в Латвии и России с Rus.db.lv. По его словам, бельгийское пиво стремительно набирает популярность во всем мире, а открыть бизнес в Латвии очень просто.
В июле Kwakinn с вложениями в 110 тыс. евро стартовал в Риге, и бизнес, по словам Романа, идет очень успешно.
«Я не прогадал, что открыл ресторан в Риге, где развита пивная и гастрономическая культура и лояльно относятся к русским, - говорит он. -
Открыть бизнес в Латвии было очень просто, несмотря на то, что все участники нашего бизнеса из России.
Мы собрали необходимый пакет документов, предоставили его в соответствующие учреждения, где нам подсказали, как устранить некоторые недостатки, и в течение трех месяцев мы открылись».
По его словам, открыть бизнес в России гораздо сложнее - мешает бюрократическая волокита.
«Чтобы у нас что-то сделать или изменить, иногда требуются годы - нужно пройти несколько кругов ада, и тогда, возможно, что-то получится», - говорит он.
Схема работы бизнеса такова: владельцы Kwakinn находят инвестора, который готов вложить деньги в открытие ресторана, после чего он получает 70% от прибыли, а Роман Навроцкий с совладельцем остальные 30% как управляющие компанией. При этом принятие окончательного решения по делам ресторанов остается за владельцами Kwakinn по имиджевым соображениям. «Нас иногда спрашивают, какие гарантии мы можем дать. Наша гарантия - десять ресторанов, которые успешно работают в настоящий момент», - говорит Роман.
На данный момент у сети Kwakinn шесть ресторанов в Санкт-Петербурге, один в Таллине, один в Риге, пивной бар по франшизе Kwakinn в Иркутске, планируется открытие заведения в Барселоне и еще одного ресторана в Санкт-Петербурге. В дальнейших планах - выход на рынки Берлина и Нью-Йорка.
«Прежде чем открыть бельгийский ресторан Kwakinn в Риге, мы изучали опыт бельгийского пивного кафе Bon Vivant, которое работает на местном рынке уже 10 лет», - признается Роман, подчеркивая, что они всегда выступали за партнерство, поскольку цель у бельгийских ресторанов и кафе одна - популяризировать бельгийские блюда и напитки по всему миру.
Уже сейчас дела идут так хорошо, что поступают предложения от латвийских партнеров об открытии новых ресторанов Kwakinn, однако Роман пока предпочитает изучить рынок:
«Я не знаю, сколько наших Kwakinn должно быть на латвийском рынке. Один Kwakinn работает хорошо, а два может оказаться чересчур. Но, если все пойдет как нужно, то мы откроем еще один, не обязательно в Риге», - говорит он.
Само название Kwakinn произошло от названия сорта пива Kwak и слова inn - с английского «постоялый двор, гостиница».
О своем первом опыте открытия ресторана Роман Навроцкий вспоминает так: «Когда учредитель KwakInn Club Владимир Постниченко, барабанщик культовой питерской группы «Н.О.М», решил открыть питейное заведение, встал вопрос - какое именно?
Английских и ирландских пабов было уже достаточно много, не было смысла идти по такому пути. И тут Владимир оказался в аэропорту Киева и заказал бельгийское пиво Leffe, которое ему вынесли не в традиционной кружке, а в красивом бокале на тоненькой ножке. Тогда и появилась идея, что нужно открывать именно бельгийский бар».
Первый бар Kwakinn, открытый в Санкт-Петербурге, был размером всего на 40 посадочных мест. На момент открытия бельгийское пиво в Петербурге не было популярным, однако вскоре бар нашел своих клиентов и в 2012 году Kwakinn признали лучшим пабом Санкт-Петербурга.
«Мы начали активно развиваться в Санкт-Петербурге. Бренд открывал в городе один бар за другим, и даже попытался выйти в Берлин, но момент для этого шага пришелся на кризисные годы, и сделать его тогда не получилось», - рассказывает Роман. Однако выход в Европу партнеры все равно искали, и когда появилось предложение о выкупе доли в уже имеющимся ресторане, они согласились.
Два года назад они приехали в Таллин и открыли там ресторан, то там были свои сложности.
Гораздо проще дела с открытием бизнеса у Kwakinn пошли в Риге.
«Люди уже шли, а мы еще только подбирали персонал и начали его обучать. У нас 25 сортов разливного пива, планируем сделать 30, поэтому бармен должен быть на уровне сомелье - знать все о любом сорте пива - его историю, сочетаемость с блюдами, давать рекомендации. Например, мидии идеально сочетаются с пшеничным пивом, а с темным пивом гармонии уже нет, и об этом надо знать», - делится опытом Роман. Чтобы рассказать посетителям больше о бельгийской кухне и пиве, ресторан проводит лекции о пиве и дегустации.
Роман Навроцкий считает себя строгим начальником, он привык добиваться того, чтобы работники были профессионалами, а гости - довольными.
«Когда ко мне приходит человек, чтобы устроиться на работу, я, во-первых, смотрю горят ли у него глаза, а затем даю ему толстую книгу с информацией о пиве. И прошу для начала выучить хотя бы пять сортов. Если он приходит на следующую встречу и рассказывает о пиве на должном уровне, значит, я дам ему шанс», - говорит Роман.
Он вспоминает, что при приезде в Латвию компания по подбору персонала предложила ему подобрать сотрудников за полторы тысячи евро. Послушав советы, Роман решил подобрать местных работников из тех же источников, но сделал это сам. При этом большинство сотрудников в Kwakinn продолжает работать там с момента открытия, и их уровень, по словам Навроцкого, постоянно растет, и он это ценит - зарплаты у персонала рижского пивного ресторана выше, чем в питерском.
«В Риге любят морепродукты, поэтому мы введем в меню угря», - говорит Роман. При этом цены в сети ресторанов Kwakinn одинаковы.
Роман Навроцкий сейчас изучает латышский язык, хотя он больше времени находится в Петербурге. У него семья: жена и двое детей.
Он заинтересован в получении вида на жительство в Латвии, но считает необходимые для этого вложения очень высокими. «В Таллине, если ты строишь бар, то это уже считается как инвестиции, и ты мог бы получить ВНЖ».