21 августа 1945 года президент США Гарри Трумэн распорядился прекратить поставки в СССР по ленд-лизу. Как отмечал Анастас Микоян, без помощи американцев Красной армии пришлось бы провоевать еще год-полтора. Крайне положительно сотрудничество между странами в рамках ленд-лиза оценивали Георгий Жуков и Никита Хрущев, особенно радовавшийся автомобилям. Впоследствии помощь США Советскому Союзу не раз подвергалась переоценке. «Газета.Ru» рассказывает, что поставлял Вашингтон Москве и что требовал взамен.
В современной России о ленд-лизе времен Второй мировой войны звучат различные, порой диаметрально противоположные мнения. Одни исследователи или даже просто любители истории скажут, что американская помощь не повлияла на борьбу СССР с немецким нацизмом. Другие заметят, что именно массовые поставки оружия и боеприпасов, военной техники и медоборудования, лекарств и продовольствия, горючих материалов внесли решающий вклад в победу Красной армии, а где-то и спасли население.
Сегодня некоторые не брезгуют даже подтасовкой фактов, подыгрывая текущему внешнеполитическому курсу и уровню отношений между странами. Поэтому, оценивая пользу от ленд-лиза Советскому Союзу, полезнее обратиться к точке зрения непосредственных участников войны на этот вопрос.
Еще Георгий Жуков отмечал намеренные искажения реальной ситуации.
«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали, но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну, — эти слова маршала зафиксировала прослушка КГБ в 1963 году. — У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? Мы получили 350 тысяч машин, да каких машин! Без них нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Они вообще обеспечили наш фронтовой транспорт. А высокооктановый бензин для МиГов. Сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
В унисон с Жуковым высказывался Анастас Микоян, в период войны — председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА и член Государственного комитета обороны (ГКО).
«Осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не американские поставки, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии — еще вопрос, как обернулось бы дело», — констатировал Микоян.
Он полагал, что без поставок «мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».
О высокой важности ленд-лиза в своих мемуарах упоминал и Никита Хрущев, член военных советов нескольких фронтов, а после освобождения Украины в 1944 году — председатель ее правительства. В своей книге «Время. Люди. Власть», надиктованной уже на пенсии после снятия со всех постов, во второй половине 1960-х, он дает следующее определение ленд-лизу: это особый кредит военного времени, за который предусматривалось рассчитываться на льготных условиях после окончания войны.
«Американцы и англичане предприняли усилия, чтобы не дать нам выйти из строя, чтобы противник не разгромил нас, чтобы мы не оставались беспомощными. Они нам давали самолеты, автомашины, вооружение, — рассказывал Хрущев. — Когда я увидел машины, которые мы стали получать, то глазам своим не поверил. А мы их получали в довольно-таки большом количестве. Микоян выполнял функции представителя СССР, имел дело с США и Англией при получении по ленд-лизу военного снаряжения и промышленного оборудования. Как-то Анастас Иванович рассказал, сколько он получил дюралюминия, стали, бензина, самолетов, материалов для производства самолетов, сколько другого военного имущества и вооружения. Это была очень существенная помощь. Прежде всего автомашины. Мы обрели возможность обеспечить подвижность наших войск, что в современных условиях является решающим условием для успешной войны».
Хрущев особо подчеркивал, что СССР получил от союзников «оборудование, корабли, много военного снаряжения».
Согласно выводам первого секретаря ЦК КПСС в 1953-1964 годах, «это сыграло важную роль в войне». Как следует из его труда, автор не представлял, как бы советские войска двигались от Сталинграда до Берлина без американских машин.
Более того, на Тегеранской конференции 28 ноября — 1 декабря 1943 года даже сам Иосиф Сталин заявил Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту, что «без американской продукции война была бы проиграна». В следующие десятилетия позиция по данному вопросу менялась несколько раз.
Президент США Рузвельт подписал акт о ленд-лизе 11 марта 1941 года. Документ разрешал поставки американских товаров военного назначения союзникам по антигитлеровской коалиции. СССР, как понятно, к таковым тогда еще не относился.
Конгресс США постановлял, что в поставки должны быть включены вооружения, промышленное оборудование, автомобили, продовольствие, торговые суда, топливо и медикаменты. По условиям программы, поставленные американцами материалы, «уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате». Но при этом компенсировать требовалось имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях. Поставщики обязывали союзные страны вести финансовый отчет, а также «содействовать защите Америки, оказывать ей помощь имеющимися у них материалами, предоставлять различные услуги и информацию».
Изначально в программу поставок были включены только страны Британского содружества и Китай. С течением войны список расширился до 48 государств.
Советский Союз начал испытывать острую нужду в поставках из-за океана во второй половине 1941 года. Уже в августе в СССР отправились первые конвои с заграничными грузами. Впоследствии немцы узнали о маршрутах ленд-лиза. По приблизительным оценкам, за время Второй мировой подводные лодки и морской флот нацистов потопили около 80 судов с грузами для СССР.
За четыре года США доставили туда более 14 тыс. самолетов, причем 8 тыс. были переправлены с Аляски летчиками перегоночной советской дивизии. Любопытно, что советская сторона очень просила у партнера мотоциклетные коляски. Однако американское руководство распорядилось заменить их на более эффективные и универсальные джипы. Этими-то машинами и восхищался Хрущев.
В общей сложности СССР получил около 44 тыс. джипов, более 375 тыс. грузовиков, порядка 8 тыс. тракторов и почти 13 тыс. танков. Собственно, советские войска брали Берлин в том числе на американских «Шерманах» и «Стюартах».
«Даже Перл-Харбор привел лишь к короткой паузе в программе советских поставок, принятой для американской промышленности, — сообщается в книге историка Роберта Джонса «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне». — Программа в области авиации была построена таким образом, чтобы значительные поставки в Советский Союз выполнялись ценой англо-американских соглашений. Англия буквально полностью оставила без танков свои войска на Ближнем Востоке, а США почти все произведенные в период с ноября 1941 по январь 1942 года средние танки, предназначенные для Англии, перенацелил на СССР».
Кроме того, США передали СССР 1,5 млн одеял, более 330 тыс. л спирта, 15,5 млн пар армейских ботинок, 107 т хлопка, почти 2,7 млн т нефтепродуктов и 4,5 млн т продовольствия.
Объем американских поставок по ленд-лизу составил, по разным источникам, от $10,8 млрд до $11,2 млрд. Еще около $1,28 млрд закрыли Англия и Канада.
«Речь идет о поставках не только оружия и снаряжения, но и продуктов, гуманитарной помощи, которую получало население СССР в больших масштабах, — рассказывал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Александр Голубев. — Мне приходилось видеть в наших областных библиотеках, переживших оккупацию, американские книги (англоязычные, естественно), присланные в подарок, с соответствующими надписями. Эти вещи с 1942–1943 годов стали частью фронтовой и тыловой повседневности, на фронте появились тушенка, яичный порошок, стали ездить «студебеккеры». Вот эта помощь помаленьку меняла отношение к союзникам».
В рассказах советских фронтовиков можно найти интересные детали, связанные с поставками по ленд-лизу. Ветераны признавались, что впервые попробовали шоколад или какао только на войне — и они были американского производства.
«Однако постепенно все стало меняться к худшему, — указывается в книге «Танки ленд-лиза в бою» специалиста по военной технике Второй мировой войны Михаила Барятинского. — Некоторое время сдерживающим фактором нарастающей конфронтации выступал Рузвельт. С приходом же к власти Трумэна «твердый курс» по отношению к СССР стал официальным, о чем новый президент заявил спустя сутки после вступления в должность. Советский Союз не оставался в долгу. Уже с марта 1945 года в советской прессе СССР стал преподноситься как главный и единственный победитель в войне».
Несмотря на это, поставки продолжались еще в течение нескольких месяцев. Как уточнял Хрущев,
«уже после войны Жданов съездил в США, и после этого по ленд-лизу мы получили мощный прокатный американский стан».
«Одним словом, надо честно признать вклад наших союзников в разгром Гитлера. Нельзя хвастать: вот мы шашки вынули и победили, а они пришли к шапочному разбору. Если бы они не помогали, то мы бы не победили, не выиграли эту войну, потому что понесли слишком большие потери в первые дни войны», — прямо и категорично заявлял Хрущев.
21 августа 1945 года президент Трумэн объявил об окончании программы ленд-лиза, однако Великобритания и Китай продолжили получать товары на основе наличных расчетов и кредитов.
Газета.ру