Уже двое депутатов коалиции по запросу прокуратуры лишены иммунитета и находятся в статусе подозреваемых, проще – под следствием. Интересно, что вопрос о выдаче А.Закатистова (KPV.LV), подозреваемого в финансовых махинациях, откладывался несколько раз, решение было принято лишь после выборов президента – может быть, запрос прокуратуры был использован в качестве стимула для партии Закатистова, чтобы проголосовали “правильно”?
По закону, выданный следствию депутат лишается права участвовать в работе Сейма и получает лишь 50% зарплаты. Однако - оба выданных депутата работают. Парламентскими секретарями (Юрашс – МВД, Закатистов – Минфина) с зарплатой больше, чем у депутата. Правительство “коалиции законности” поставило рекорд по количеству подследственных среди топ-чиновников…
Остаётся открытым вопрос с А.Кайминьшем. Год назад его задержали прямо в Сейме, через два дня, после следственных действий, освободили. (Кстати, именно после этого задержания, показанного в прямом эфире по всем каналам, рейтинг партии KPV.LV резко пошёл вверх, в итоге она заняла на выборах второе место.) Статус Кайминьша в уголовном процессе до сих пор не определён. Не знаю, связано ли это с тем, что Артусс больше не оппозиционер, бегающий за всеми со своей видеокамерой, а рьяный защитник всех решений коалиции, председатель комиссии по правам человека…
Ещё один видный депутат коалиции М.Бондарс, бывший руководитель обанкротившегося Krājbanka. Уголовных обвинений против него нет, но в гражданском процессе Бондарс признан ответственным за разбазаривание средств вкладчиков, и суд обязал его возместить немалый ущерб. Тем не менее, Бондарс возглавляет комиссию Сейма по бюджету.
Ещё интересный момент. В Сейме создана подкомиссия по информационным технологиям и инновационному предпринимательству. Тема важная, для меня не чужая, записался в эту подкомиссию. Однако быстро выяснилось, что
председатель подкомиссии Р.Знотиньш (JKP) включает в повестку только вопросы, связанные с интересами конкретных предприятий,
работающих в сфере финансовых услуг – области, в которой сам Знотиньш работал до избрания в Сейм, и старается обеспечить более благоприятное отношение к ним со стороны, в частности, ”Altum”.
Моя коллега Любовь Швецова, опытнейший специалист, в недавнем прошлом руководившая Финансовой полицией, уверенно поставила диагноз: торговля влиянием, лоббирование интересов конкретных фирм – бывших коллег - и обратилась с заявлением в KNAB.
Предельно чётко отношение к законности демонстрирует позиция нынешней коалиции по печально знаменитому КОЗ (компонент обязательной закупки, OIK). Идея была вроде благая: закупать “зелёную” энергию по двойной цене, тем самым стимулируя экологически чистую энергетику. На деле же получилось как всегда – многие предприниматели, получившие лицензию на производство “зелёной” энергии, просто закупают её у ТЭЦ – и тут же продают государству по двойной цене… Некоторые “клиенты” КОЗ даже и не начинали строить свои “чистые“ станции, всё производство только на бумаге.
Благодаря усилиям нашего Ивара Зариньша афера стала известна обществу. Минэкономики – очень не торопясь – выборочно проверило несколько компаний, отозвало часть лицензий. Вопрос о возврате незаконно полученных средств и об ответственности за мошенничество остаётся открытым…
Наконец, в конце прошлого года Сейм единогласно (!) принял решение о прекращении схемы КОЗ с марта 2019 года. Однако в марте правительство Кариньша доложило, что это невозможно, мол, неустойки будут слишком большими (кто бы сомневался, что у нечестных коммерсантов хорошие юристы…). В общем, до сих пор все потребители электроэнергии в Латвии – то есть все мы – скидываемся, чтобы каждый месяц отдать компаниям-производителям “чистой” энергии миллионов пять. И до сих пор неизвестно, какую часть этой суммы получают те, кто просто перепродаёт энергию, призведённую ТЭЦ… Такая законность.
Впрочем, понятие законности, верховенства права шире, чем только уголовное право. Оно включает и, например, принцип разделения властей, уважения статуса независимых институций. В этом отношении нынешняя “коалиция законности” уверенно следует примеру Орбана и Качиньского, стремясь подчинить себе структуры, которые в демократическом обществе должны быть независимы от правительства.
“Коалиция законности” начала с Центральной избирательной комиссии, отправив в отставку её многолетнего председателя А.Цимдарса. Результат мы ощутили немедленно – столько косяков, как на недавних выборах ЕП, не было никогда (половина избирателей не получила приглашений, в дни предварительного голосования заглючила система, и многие вообще не смогли проголосовать…).
Теперь на очереди – председатель Комиссии по рынкам финансов и капитала (FKTK) П.Путниньш. По закону, просто уволить его нельзя, поэтому коалиция затеяла масштабные изменения в законе – под предлогом разрекламированного “капитального ремонта” финансовой системы. Премьер признаёт, что в случае реорганизации FKTK его нынешним руководителям тоже придётся выплачивать большие компенсации, но в данном случае его это не смущает. Чем не угодил Путниньш?
Некоторые информированные люди утверждают: дело в том, что Путниньш дал согласие на самоликвидацию банка ABLV, тем самым лишив администраторов неплатежеспособности весьма жирного куска.
Ещё один независимый регулятор - Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) провинился тем, что назначил на должности руководителей Латвийского ТВ людей “со стороны”, вызвав праведный гнев журналистов LTV, привыкших распоряжаться бюджетными деньгами по своему усмотрению. И не менее праведный гнев политиков, которые находятся с этими журналистами в хороших отношениях и получают свободный доступ к этому мощнейшему пиар-ресурсу.
Наконец, коалиция явно намерена сменить и генпрокурора, который, видимо, слишком независимо себя ведёт…
В общем, вот такая у нас законность. Бескомпромиссная, строгая, неуклонная. Но – не для всех. К “своим” эти принципы, очевидно, не относятся…"