"Не секрет, что латвийские политические партии — вовсе никакие не партии, а общества с ограниченной ответственностью, где в графе "вид бизнеса" написано - политика. Однако, поскольку специфика этого вида бизнеса кроме прочего, требует создания какой-то идеологии (образа, системы ценностей), для этих целей пользуются услугами специальных имиджмейкеров, или на профессиональном сленге — пиарщики." - пишет Бен Латковский в "Неаткариге".
В межвыборный период политики уверены, что сами с усами, и пиарщиков не привечают. Ситуация меняется, когда с приближением выборов вновь появляется необходимость как-то заманить народ на свой пустой крючок, и считается, что пиарщики в этом могут помочь. Пришла их пора.
Но и пиарщики - никакие не Мартины Лютеры Кинги. Большинство из них - обычные люди, которым не чужды пороки, которыми обладает любой человек. А именно: лень, нежелание что-либо менять, если можно оставить как прежде, и, главное: столь естественная людям уверенность, что если что-то однажды сработало, то, если это повторить, опять можно будет собрать богатый урожай.
Во второй половине первой декады нового тысячелетия самыми сильными козырями политиков были лозунги против коррупции, против олигархов. Они оказались на удивление эффективными. Политики, марширующие под этими знамёнами, попали в Сейм и другие тёплые места, а пиарщики поимели новые "джипы" и дома в окрестностях Риги.
Теперь приближаются новые выборы и все повторяется. Раз уж однажды сработало, то и в следующий раз сработает, и кампания планируется по старому шаблону.
Борьба с коррупцией, в думе воруют, растрачивают, добавим ещё соль и перец, то есть, русских, и все! Суп готов - ешьте и нахваливайте!
Однако, есть подозрение, что на этот раз избиратели не выстроятся в длинную очередь за традиционным супом. Не только потому, что даже самый изысканный деликатес, если он употребляется часто, начинает надоедать. Есть и другие факторы.
Несмотря на то, что хорошим тоном в политологии считается при анализе результатов выборов, указать на некие экономические причины, которыми продиктован выбор избирателей, я придерживаюсь убеждения, что самый важный фактор — это рассказ. Избиратель всегда голосует за тот образ или рассказ, который ему, попросту говоря, больше нравится, который затрагивает какую-то чувствительную струну в душе.
Ещё недавно на выборах в Сейм избиратели весьма хорошо приняли к сердцу рассказ о честных героях, которые наконец-то установят долгожданное царство справедливости на земле. Избирателям пообещали идеальную скандинавскую модель,
а в действительности они получили Кампарса, Аболтиню и Закиса. Люди стремились к идеалу, доверяли, а им бесстыдно втюхали гнилой арбуз. Разочарование было неизбежно.
Народ все чувствует спинным мозгом, и видит, что с приходом «этих» к власти значительные улучшения не произошли. Более того, где-то глубоко в подсознание вгрызается червь сомнения - возможно, та самая коррупция в нашем обществе вовсе не является таким уж неоспоримым злом? Может, по-другому мы и не умеем? Вообще не можем без нее принимать важные решения?
Может, и современные поезда на европейские деньги так и остались не купленными, потому что со сменой правительств партии не могли поделить между собой «откаты»? Надо ездить на старых. В то же время, обвиняемый в коррупции Вентспилс процветает и развивается, несмотря на трудности в сфере транзита и демонизации городского управления на протяжении двадцати лет.
Я совсем не думаю оправдывать коррупцию, как таковую. Ее, бесспорно, надо искоренить, но здесь мы говорим только о «приманке», используемой политиками на крючке выборов. Если она - не первой свежести, что тогда использовать вместо неё? Об этом пускай думают сами политики и те, кто кого они кормят, я же могу рекомендовать избирателям поменьше смотреть на рисуемые пиарщиками воображаемые образы, а больше - на реальные дела.
Исходить из прагматических соображений — какая политическая сила для меня выгоднее? Дорогу за окном отремонтировали? Тарифы на отопление уменьшили, как обещали? Льготы по налогу на недвижимость предоставили?
Голосовать, исходя из ответов на эти вопросы. И так по всему спектру деятельности своего самоуправления.
Чтобы байки "буду честным и буду меньше воровать" оставались успокаивающей мантрой, которую пиарщики будут шептать своему клиенту на ухо в момент надевания на его вымя (кошелёк) доильного аппарата. У нас, избирателей, другие цели и задачи."