Доле теневой экономики не надо было бы уменьшаться быстрее, чем на 1% в год. Более стремительное сокращение доли теневой экономики может угрожать существованию отраслей. Такое мнение в ходе дискуссии, организованной агентством ЛЕТА, высказал парламентский секретарь Министерства финансов Арвилс Ашераденс ("Единство").
Он рассказал, что существуют разные методы измерения доли теневой экономики, но Министерство финансов придерживается методологии австрийского профессора экономики Фридриха Шнейдера. Согласно этой методологии, доля теневой экономики в Латвии в 2015 году составила более 23,6% от ВВП.
Темпы снижения доли теневой экономики в Латвии не превышают 1%, что в денежном выражении оценивается примерно в 60 млн евро. В соответствии с планом Минфина, в течение пяти лет доля теневой экономики в Латвии должна снизиться до 18%, что является средним уровнем по странам ЕС.
"Долю теневой экономики можно уменьшать и быстрее, усилив репрессивные мероприятия, но в таком случае надо следить за тем, как рынок к этому приспосабливается. Целью Минфина не является уничтожение рынка. Если темпы снижения теневой экономики увеличить до 2%, может сложиться непрогнозируемая ситуация и мы ликвидируем то, что не нужно ликвидировать", - сказал Ашераденс.
По его словам, бороться с теневой экономикой можно двумя способами - наказаниями и диалогом. В качестве примера он привел отрасль таксомоторных перевозок, в которой доля теневой экономики превышает 80%.
"Лицензии таксомоторным компаниям выдают самоуправления, но отрасль никто не контролирует. В итоге есть таксисты, которые обворовывают компанию, компания обворовывает государство, и возникает хаос. Вывести отрасль из теневой зоны в течение года нереально, поэтому есть договоренность, что лицензии получают только те компании, которые заплатили минимальный социальный налог за работающих. Но к этим изменениям надо приспособиться и отрасли, и потребителям", - отметил Ашераденс.