«С вовлечением в конфликт Россия долгосрочно утвердила свои как главного правителя позиции в Центральной Азии, а также оживила Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ), которую до этого считали эдаким бумажным тигром. Нельзя исключать, что это сигнал другим государствам — например, если дела с точки зрения России начнут идти плохо в Белоруссии, эта организация может прийти на «помощь».
«Правда, ОДКБ не пришла на помощь даже своему государству-члену Армении в войне с Азербайджаном, - отмечает эксперт. - Поэтому решение правительства Армении вовлечься в наведение порядка в Казахстане подвергается внутриполитической критике.
Также во второй революции в Кыргызстане в 2010 году ОДКБ отказалась вовлекаться. Активизация ОДКБ определенно есть один из главных итогов казахстанского кризиса. Из бумажного тигра он мог бы стать чем-то реальней, возможно даже своего рода НАТО постсоветских диктаторов. И ясно можно видеть, как Россия там доминирует, это в первую очередь российский проект. И, конечно, эта организация в дальнейшем может быть использована также в других конфликтах.
Прежде уже прозвучали версии, что ее можно использовать в украинском конфликте как «миротворцев». Россия тем самым казахстанский пример может использовать как легитимизацию ее статуса — мол, есть дееспособная организация, которая коллективная — решения в ней не принимает одна только Россия».
М. Анджанс характеризует ситуацию в Казахстане: «Надо принимать во внимание, что из жителей государства около двух третей казахи, но около 20% - русские. В государстве по-прежнему сохранилось достаточно большое влияние русского языка, только недавно произошел переход с кириллицы на латинский алфавит.
Как политические, так общественные, так экономические связи с Россией сильны. Поэтому мнения в обществе по этому вопросу определенно неоднозначны. Но одно из этих мнений — да, Россия получила большее, возможно слишком большое влияние. До сих пор сам Казахстан гордился так называемой многовекторной, не чисто пророссийской внешней политикой. Которая более или менее была в равновесии между Россией, Китаем, Европейским Союзом. В настоящий момент ясно, что Россия получила большее влияние в развитии Казахстана и его суверенитет самоограничен».
Между Москвой и Пекином, подчеркивает профессор Анджанс, сформировалось своеобразное разделение труда в Центральной Азии — первая контролирует безопасность, вторая экономику. «Китай также заинтересован, чтобы из государств Центральной Азии не шли какие-то неприятности по уйгурскому вопросу... Китай сам обычно заверяет, что во внутреннюю политику других государств не вмешивается».
Что же касается евроатлантического сообщества, то - «роль Запада в регионе уже длительно постепенно уменьшается...» «Также спекуляции о роли Запада в казахстанских беспорядках по меньшей мере сильно преувеличены».